Проверяемый текст
Грусман, Владимир Моисеевич; Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев (Диссертация 2001)
[стр. 285]

происходит путем сбора памятников во время экспедиций, а также посредством приобретения у коллекционеров.
Участие сотрудников музея в экспедициях снимает всякие сомнения в подлинности и типичности этих предметов для носителей разных культур.
Приобретая у коллекционеров предметы народного быта, специалисты музея обязательно проводят разностороннюю и тщательную экспертизу.
Большая часть экспонатов относятся к XIX началу XX века.
Вместе с тем здесь имеются памятники и более раннего периода, датируемые XVIII, XVII и даже XVI веками.
Значительное место занимают музейные предметы, отражающие современное состояние традиционной культуры того или иного народа.
Ш ироко и полно представлено в музее искусство народов России конца XX века.
Иллюстративный фонд
музея насчитывает более 10 ООО произведений.
Это, прежде всего, рисунки карандашом, тушью, пастелью, сделанные во время экспедиций профессиональными художниками и сотрудниками музея.
Они представляют собой зарисовки жилищ,
орудий труда, одежды, орнаментов и т.п.
и иллюстрируют информационный материал, собранный в полевых условиях.
С этнографической точки зрения наиболее интересны рисунки, выполненные во время Верхневолжской этнологической экспедиции, возглавляемой в 1922 1925 годах Д.А.
Золотаревым.
Они позволяют наглядно представить культуру русских и карел, проживающих в деревнях Верхней Волги.
Не менее интересны рисунки и акварели, сделанные известным этнографом A.A.
Миллером на Северном Кавказе в 1920 1927 годах.
Главная ценность этого фонда подлинники иллюстраций к книге И.Г.
Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов», изданной в Санкт-Петербурге в 1776 1777 годах: 96 картин, выполненных темперой на шелке, изображающие представителей различных народов в национальных костюмах.
Фонд негативов и отпечатков к ним насчитывает более 182 ООО единиц хранения.
Здесь собраны негативы, отснятые сотрудниками музея и профессиональными фотографами за период с 1867 по 1999 годы.
Эти фотографии дают возможность получить яркое и сравнительно полное впечатление о жизни народов Российской империи, Советского Союза, современной России, увидеть все стороны традиционного быта: труд, праздники, обряды, досуг, а также пейзажи нашей страны, виды ее городов и сел, типы населения.
[стр. 145]

1 4 5 нивавших их специалистов.
Комплектование музейного вещевого собрания происходило раньше и происходит в наши дни как путем сбора памятников во время экспедиций, так и посредством их приобретения у коллекционеров.
Экспедиционный отбор вещей сотрудниками музея непосредственно у носителей культуры снимает всякие сомнения в их подлинности и типичности для народа.
Предметы же народного быта, приобретаемые у коллекционеров, проходят перед поступлением в музей разностороннюю и тщательную экспертизу специалистов, Большая часть экспонатов, включенных в коллекционное собрание музея, датируется XIX началом XX в.
Однако наряду с ними имеются и памятники, относящиеся к более раннему времени, к XV11I XVII и даже XVI веку.
Существенное место занимают экспонаты, которые отражают современное состояние традиционной культуры того или иного народа.
Наиболее широко и полно в музее представлено искусство народов России конца XX века.
Иллюстративный фонд
насчитывает 10195 рисунков, акварелей, произведений живописи.
Большую его часть составляют рисунки карандашом, тушью, пастелью, сделанные во время экспедиций профессиональными художниками и сотрудниками музея.
Они представляют собой зарисовки жилища,
транспорта, орудий труда, одежды, орнамента и т.п., являющихся иллюстрациями к информационному материалу, собиравшемуся в полевых условиях.
Наиболее интересными с этнографической точки зрения представляются рисунки, выполненные во время работы Верхневолжской этнологической экспедиции, возглавлявшейся Д.А.
Золотаревым в 19221925 гг.
Они дают яркое представление о традиционной культуре русских и карел, живших в деревнях Верхней Волги.
Столь же интересны карандашные рисунки и акварели, сделанные известным этнографом А.А.
Миллером на Северном Кавказе в 1920-1927 гг.

[Back]