щиеся в современном быту, оценивают их положительную или отрицательную роль в жизни людей и реконструируют по ним древнейшие формы социально-культурной жизни. Этносоциологическое направление в исследовательской деятельности музея обусловлено необходимостью изучения современного состояния общества. Коллектив Российского этнографического музея изучает этническое многообразие социальных процессов современной жизни, социальную обусловленность и социальное разнообразие этнических черт культуры и быта, национального самосознания, особенности психологии межличностных национальных отношений. Существенное место занимает изучение соотнош ения общих и национально-особенных, традиционных и индустриальногородских черт в культуре современных народов. Особенностью научно-исследовательской деятельности Российского этнографического музея является постановка и решение проблем не только научного плана, но и задач, важных для жизни современного общества. Коллектив музея включился в работу, направленную на сохранение российской государственности и выработку национальной идеи. Она заключается в тщ ательном исследовании особенностей мышления, поведения, интересов различных народов России русских, карел, татар, башкир, вепсов и т.д., а также их соседей эстонцев, латышей, литовцев, казахов и т.д. Принципиально важным представляются проводимые в музее исследования особенностей менталитета русского народа, занимающего, безусловно, ведущее место в истории и современном развитии России. Большое значение в практическом отношении имеет изучение сотрудниками музея религиозной жизни народов России как части традиционной культуры, особенностей преломления религиозных отношений в социальнокультурной и этнокультурной среде. Знание этой стороны жизни того или иного народа может быть полезно при выстраивании взаимоотношений государственных органов с конфессиональными институтами. «Сверхзадача» музея возрождение в быту народов России традиционных форм празднично-обрядовой культуры, фольклора, кулинарии, обустройства жилищ, воссоздание утраченных позиций художественных народных ремесел. За последние десятилетия в Российском этнографическом музее были подготовлены выставки: «Русские», «Украинцы», «Молдаване», «Народы |
1 4 8 ховной культуры (обрядов, обычаев, праздников). Кроме того, коллектив музея занимался и занимается изучением пережиточных форм культуры, сохраняющихся в современном быту, оценкой их положительной или отрицательной роли в жизни людей и реконструкцией по ним древнейших форм социально-культурной жизни. Этносоциологическое направление в исследовательской деятельности музея обусловлено необходимостью изучения и современного состояния общества. В рамках этого направления научного поиска коллектив музея занимается изучением этнического многообразия социальных процессов современной жизни, социальной обусловленности и социального разнообразия функционирования этнических черт культуры и быта, исследованием национального самосознания, этнических особенностей психологии межличностных национальных отношений. Существенное место занимает изучение соотношения общих и национально-особенных, традиционных и индустриально-городских черт в культуре современных народов. Для исследовательской деятельности музея характерна не только постановка и решение проблем чисто научного плана, но и задач, важных для практической жизни современного общества. Прежде всего следует отметить включение музея в работу, направленную на сохранение российской государственности н выработку национальной идеи. Она заключается в тщательном исследовании особенностей мышления, поведения, интересов и национальной ориентации народов, живущих в России (русских, карел, татар, башкир, вепсов и т.д.) и их соседей (эстонцев, латышей, литовцев, казахов и т.д.) Принципиально важными представляются проводимые в музее работы по изучению менталитета русского народа, занимающего, безусловно, главное место в истории и современном развитии России. Большое значение в практическом отношении имеет также и изучение музеем религиозной жизни народов России как части традиционной культу 149 ры. При этом следует отметить, что музей в своих исследованиях показывает, как религиозная система преломляется в социально-культурной и этнокультурной среде. Знание этой стороны религиозной жизни того или иного народа может быть полезно при выстраивании взаимоотношений государственных органов с конфессиональными институтами. Музей ставит перед собой задачу возрождения в быту народов России традиционных форм празднично-обрядовой культуры, фольклорного искусства, кулинарии, обустройства жилища, восстановления утраченных позиций народного художественного ремесла. Основные результаты научно-исследовательской работы отражены в экспозиционно-выставочной деятельности музея. В настоящий момент в музее открыты для посещения экспозиции: «Русские», «Украинцы», «Молдаване», «Народы Поволжья и Приуралья», «Народы Севера и Сибири», «Народы Северного Кавказа», «Армяне», «Азербайджанцы», «Грузины», «Туркмены», «Киргизы», «Казахи», «Славяне Восточной Европы», «Человек в этнокультурном пространстве» (из истории Санкт-Петербургской губернии). Большая часть указанных выше экспозиций была создана в 70-80-е годы XX в. и представляет собой монографический рассказ о традиционном образе жизни и традиционной культуре народов бывшего Советского Союза в хронологических рамках конца XIX начала XX вв, В основе их структуры лежит общепринятая в те годы в практике этнографических музеев схема показа народа: основные и подсобные занятия, ремесла и промыслы, жилише, одежда, праздники и обряды. Принято было считать, что такое построение экспозиции позволяет с большой выразительностью показать этническое своеобразие того или иного народа, общее и особенное в его материальной и духовной культуре. Экспозиция «Из истории Санкт-Петербургской губернии», которая сейчас завершена, была нетривиальным примером иного решения, чем опи |