Поволжья и Приуралья», «Народы Севера и Сибири», «Народы Северного Кавказа», «Армяне», «Азербайджанцы», «Грузины», «Туркмены», «Киргизы», «Казахи», «Славяне Восточной Европы. Человек в этнокультурном пространстве», «Из истории Санкт-Петербургской губернии». Большая часть этих экспозиций приходится на 1970-е 1980-е годы и представляет собой монографический рассказ о традиционном образе жизни и традиционной культуре народов бывшего Советского Союза. Структура выставок в основном общепринятая в те годы в этнографических музеях схема показа этноса: основные и подсобные занятия, ремесла и промыслы, жилище, одежда, праздники и обряды. Принято было считать, что такое построение экспозиции наиболее точно показывает этническое своеобразие того или иного народа, общее и особенное в его материальной и духовной культуре. Пример интересного экспозиционного решения выставка «Из истории Санкт-Петербургской губернии». Перед ее авторами ставилась задача не только дать этническую характеристику каждому из народов, населяющих окрестности северной столицы, но и продемонстрировать сходство и различие их культур в условиях интеграции разных народов на одной территории. Устроители экспозиции отказались также от традиционных для этнографического музея временных рамок показа культур народов, опустив нижнюю границу до IX века. Материалы выставки включили в себя данные об индустриально-городском образе жизни народа, нарушив традицию преимущественного показа в этнографическом музее этнических аспектов культуры села. Новый шаг в развитии экспозиционной деятельности музея выставка «Славяне Восточной Европы. Человек в этнокультурном пространстве». Так же, как в экспозиции, посвященной Санкт-Петербургской губернии, здесь предлагалось сравнить культуры нескольких народов: украинцев, белорусов, русских, выявить архаичные формы культуры трех восточнославянских народов и показать человека в создаваемом им культурном пространстве, где живут, духовно обогащая друг друга, различные народы. В музее практикуется организация временных тематических выставок, расширяющих и углубляющих представление посетителей о тех или иных аспектах культуры народов России. Специалисты Российского этнографического музея исходят из положения о том, что народная культура это, прежде всего самореализация нации, реализация определенного комплекса идей, объединяющих и активизирую |
149 ры. При этом следует отметить, что музей в своих исследованиях показывает, как религиозная система преломляется в социально-культурной и этнокультурной среде. Знание этой стороны религиозной жизни того или иного народа может быть полезно при выстраивании взаимоотношений государственных органов с конфессиональными институтами. Музей ставит перед собой задачу возрождения в быту народов России традиционных форм празднично-обрядовой культуры, фольклорного искусства, кулинарии, обустройства жилища, восстановления утраченных позиций народного художественного ремесла. Основные результаты научно-исследовательской работы отражены в экспозиционно-выставочной деятельности музея. В настоящий момент в музее открыты для посещения экспозиции: «Русские», «Украинцы», «Молдаване», «Народы Поволжья и Приуралья», «Народы Севера и Сибири», «Народы Северного Кавказа», «Армяне», «Азербайджанцы», «Грузины», «Туркмены», «Киргизы», «Казахи», «Славяне Восточной Европы», «Человек в этнокультурном пространстве» (из истории Санкт-Петербургской губернии). Большая часть указанных выше экспозиций была создана в 70-80-е годы XX в. и представляет собой монографический рассказ о традиционном образе жизни и традиционной культуре народов бывшего Советского Союза в хронологических рамках конца XIX начала XX вв, В основе их структуры лежит общепринятая в те годы в практике этнографических музеев схема показа народа: основные и подсобные занятия, ремесла и промыслы, жилише, одежда, праздники и обряды. Принято было считать, что такое построение экспозиции позволяет с большой выразительностью показать этническое своеобразие того или иного народа, общее и особенное в его материальной и духовной культуре. Экспозиция «Из истории Санкт-Петербургской губернии», которая сейчас завершена, была нетривиальным примером иного решения, чем опи 150 санные выше экспозиции. При ее создании автором была поставлена задача дать не столько этническую характеристику каждого из народов, населяющих Петербургскую губернию, сколько продемонстрировать сходство и различие их культур в условиях интеграции разных народов на одной территории. Новая экспозиция освободилась также от традиционных для этнографического музея временных рамок показа культуры, спустив нижнюю границу до IX в. Кроме того, в нее были включены материалы, характеризующие индустриально-городской образ жизни народа, тем самым нарушив традицию преимущественного показа в этнографическом музее этнических аспектов культуры села. Экспозиция «Славяне Восточной Европы. Человек в этнокультурном пространстве» представляет собой новый шаг в отступлении от традиционной схемы раскрытия темы. Так же как и экспозиция «Из истории СанктПетербургской губернии» она предлагает сравнить культуру нескольких народов: украинцев, белорусов, русских. Однако главной задачей этой информационной работы было выявление архаических форм культуры трех восточнославянских народов и показ человека в создаваемом им культурном пространстве, на котором одновременно живут, духовно обогащая друг друга различные народы. Наряду с постоянными экспозициями в музее практикуется организация временных тематических выставок, расширяющих и углубляющих представления посетителей музея о тех или иных актуальных аспектах культуры народов России. Научно-исследовательская деятельность коллектива музея и, в частности, автора, который возглавляет его, исходит из того, что народная культура прежде всего есть самореализация нации, реализация определенного комплекса идей, вдохновляющих, объединяющих и активизирующих творческие силы народа. Как предмет современной науки и, в первую очередь этногра |