Проверяемый текст
Грусман, Владимир Моисеевич; Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев (Диссертация 2001)
[стр. 290]

циологии, социальной психологии, педагогики, лингвистики, психоанализа, теории, методики и организации социально-культурной деятельности.
Этнография возникла как наука, описывающая «традиционное общество», под которым понималось общество
со своей темпоральностью, существующее как бы вне исторического процесса.
Между тем, западноевропейское общество осознавало себя именно как историческое, прогрессирующее в своем становлении.
Таким образом,
разрыв между традиционным и современным обществом определил границы применимости этнографии.
Новое
понимание народной культуры, ее ценности, способов и задач изучения обозначило для социальной антропологии новые задачи.
Объектом изучения этнографии становится национальная культура во все
своей полноте.
Народная культура больше не рассматривается как идеальная система, существующая в собственном «синхронном» времени.

Предпринимается попытка описать лежащую в основе национальной культуры матрицу, т.е.
структуру, порождающую смыслы культуры, действующие и трансформирующиеся с течением времени.

Подобное представление об изменчивости смыслов культуры дает возможность современной действительности стать полноправной участницей традиции, а феноменам современной культуры стать объектом социальной антропологии.
Сегодня представляется корректным термин «народная культура» обозначить как «национальная культура», учитывая конкретные, связанные с первым понятием коннотации (только народная культура т.е.
сельская, ремесленная, ностальгический образ
утраченного).
Мы, соответственно, подразумеваем всю совокупность исторических, культурных феноменов, связанных с существованием конкретной национальной культуры.
Поскольку речь идет об историческом феномене,
его границы (например, географические) не могут быть зафиксированы раз и навсегда.
Этнос может взаимодействовать с соседними народами и социальными образованиями, ассимилировать их, терять с ними связь в дальнейшем и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сам этнологический объект получил в современной науке более широкую трактовку, чем в классической этнографии.
В соответствии с этим меняется и политика комплектования коллекции современного этнографического музея.
Наиболее полное освещение национальной культуры требует формирования коллекций, отражающих современные культурные реалии, например, урбанизированный
[стр. 152]

152 этом отношении музей реабилитирует современного человека, формирует у него позитивную национально-культурную самоидентификацию.
В соответствии со своими новыми задачами, Российский этнографический музей ныне трансформируется в музей-лабораторию, в экспериментальное пространство, предоставляющее научно-исследовательскому коллективу возможность работать над проблематикой современной гуманитарной науки.
Двумя основными принципами деятельности музея являются междисциплинарность в ее научной работе, и популярность в ее сотрудничестве с социальными институтами и общественностью.
Междисциплинарность научной деятельности музея-лаборатории обусловлена формированием современной теории общества.
В этом дискурсивном пространстве пересекаются интересы всего института современного гуманитарного знания: этнографии, философии, истории, культурологии, социологии, социальной психологии, педагогики, лингвистики, психоанализа, теории, методики и организации социально-культурной деятельности.
Этнография возникла как наука, описывающая «традиционное общество», под которым понималось общество,
обладающее своей собственной темпоральностью, существующее как бы вне исторического процесса.
Западноевропейское общество, между тем, понимало себя именно как историческое, как прогрессирующее в своем становлении.
Таким образом,
между традиционным и современным обществом был проложен разрыв, определивший границы применимости этнографии.
Новое
понятие народной культуры, понимание ее ценности, способов и задач ее изучения ставит перед социальной антропологией новые задачи.
Так, объектом изучения этнографии становится национальная культура во всей ее полноте.
Народная культура больше не рассматривается как идеальная система существующая в собственном «синхронном» времени.

Наука предпринимает попытку описать лежащую в основе национальной культуры

[стр.,153]

из матрицу, т.е.
структуру, порождающую смыслы культуры, действующие и трансформирующиеся с течением времени.

Представление об изменчивости смыслов культуры позволяет современности стать полноправной участницей традиции, а феноменам современной культуры объектом социальной антропологии.
Таким образом, сегодня наиболее корректным было бы говорить о национальной культуре вместо народной, учитывая конкретные, связанные с последним понятием коннотации (только народная культура, то есть сельская, ремесленная; ностальгический образ утерянного).
Соответственно, мы подразумеваем всю совокупность исторических, культурных феноменов, связанных с существованием конкретной национальной культуры.
Поскольку речь идет об историческом феномене,
то и границы его (к примеру, географические) не могут быть зафиксированы раз и навсегда: этнос может взаимодействовать с соседними народами и социальными образованиями, ассимилировать их, терять с ними связь в дальнейшем и т.д.
Вся эта изменчивость может и должна быть по праву зафиксирована в научных трудах и музейных собраниях.
Только таким образом возможно представить национальную культуру во всей ее полноте.
Исходя из вышесказанного, можно сделать заключение: сам этнологический объект получает в современной науке более широкую трактовку, нежели в классической этнографии.
Соответственно меняется и политика комплектования музейной коллекции.
По возможности полное освещение национальной культуры требует в том числе формирования коллекций, отражающих современные культурные реалии; например, урбанизированный строй, урбанистический бытовой пейзаж, промышленность, системы коммуникаций.
Точно так же описанию подлежит современная «ментальность», национальное самосознание: мифология, ритуалы, фольклор, диалекты и т.д.

[Back]