Исследование носило междисциплинарный характер, строилось на основе изучения исторических данных, философии, искусствознания, религиоведения и ряда других наук. Однако обращение к человеку как создателю культурных ценностей, как высшей ценности, отраженной в искусстве, и к человеку как объекту, на который ориентирована музейная экспозиция, позволило осмыслить проблему с педагогических позиций, подняться до уровня интеграции вышеперечисленных компонентов, увидеть органичную взаимосвязь и единство всех аспектов. Существенную роль в исследовании сыграла гуманистическая концепция общественного развития В.И. Вернадского, П. Тейяр де Шардена, Н.К. Рериха, А. Ш вейцера, символическая концепция культуры К. Леви-Строса, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Ю .М. Лотмана. Методология исследования предполагала, что культурное наследие, отражающее ценности разных стадий развития цивилизаций, представляет собой компонент и обязательное условие социально-экономического и духовного развития общества. При этом включение мемориальных ценностей в современную культуру правомерно рассматривать как существенный фактор непрерывности и преемственности социально-культурного развития. Исходя из положения, что культурное наследие категория историческая, в мемориальных музеях памятники истории и культуры приобретают особую значимость. Следует учесть, что специфика человеческого мышления проявляется в том, что оно не может воспроизвести историю вне учета знаний, накопленных многовековым опытом, одна из форм выражения которого экспонаты мемориальных музеев. Социально-педагогический эксперимент строился на основе учета особенностей культуры, определенных спецификой исторических судеб России, богатством ее природы, своеобразием менталитета русского народа. Реализуя системно-структурный метод научно-педагогического анализа, предполагалось, что, во-первых, сам музей включен как один из элементов в более широкую систему, звеньями которой выступают человек как посетитель музея и музей как воссозданная культурно-историческая среда. Таким образом, музей является посредником, необходимым звеном между индивидом и культурной средой. Он доносит до индивида своими средствами комплекс духовных ценностей, идей, эмоций, присущих данному этносу, его традициям. Тем самым музей включает индивида в культурно-исторический процесс. |
159 Культуросозидающая, воспитательная, информационно-просветительная функция ныне присуща любому музею, независимо от его профиля. Но особое место в реализации этих функций принадлежит историко-мемориальным музеям. При этом включение мемориальных ценностей в современную культуру правомерно рассматривать как существенный фактор непрерывности и преемственности социально-культурного развития. Если генетическое воспроизводство людей предопределяется наследственностью, то основу развития духовной жизни составляет непрерывных процесс передачи из поколения в поколение опыта и знаний, материализованной формой которых, в частности, выступают духовные ценности, интегрированные в историко-мемориальных музеях. Культурное наследие – категория историческая. Памятники истории и культуры, отраженные в мемориальных музеях, приобретают особую значимость, если учесть, что специфика человеческого мышления проявляется в том, что оно не может воспроизвести историю вне учета знаний, накопленных многовековым опытом, одной из форм выражения которого являют собой экспонаты мемориальных музеев. Музей включен как один из элементов в более широкую систему, звеньями которой выступают человек как посетитель музея и музей как воссозданная культурно-историческая среда. Музей, таким образом, выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой. Он доносит своими средствами до индивида комплекс духовных ценностей, идей, эмоций. Тем самым музей включает индивида в культурно-исторический процесс. В экспозиции музеев, отражающих лучшие образцы архитектуры, живописи, скульптуры, мозаики, литературы, музыки, хореографии, в фольклоре, ритуалах, обрядах, праздниках, костюме, бытовом убранстве, прикладном творчестве и иных компонентах народно-традиционной культуры проявляет себя концентрированное отражение культурной памяти, культурного наследия. Для прикладной и педагогической культурологии принципиально важным представляется учет существенной особенности воздействия экспозиции музея, проявляющейся в том, что она захватывает человека целиком, активизирует все его физические и, в первую очередь, духовные силы и способности, одновременно воздействует на его сознание и эмоциональную сферу. Как свидетельствуют многократные наблюдения и отзывы посетителей, уровень восприятия ценностей искусства значительно повышается благодаря тому, что в силу исторически сложившейся близости этого искусства менталитету россиян активно проявляет себя эффект ассоциативности восприятия и сопричастности к духовным ценностям Отечества. Опытно-экспериментальная работа, осуществлявшаяся в государственном музее «Исаакиевский собор» с 1968 года194 , позволила апробировать и подтвердить эффективность социально-педагогической концепции историко-культурного просвещения, которая строится на учете эффекта единства информационно-логического и эмоционально-образного, достигаемого в условиях активного освоения музейных ценностей. Основой этого эффекта выступают интегрированные в своем единстве и взаимодополнении: экспозиция, наглядно отражающая непреходящие ценности истории и культуры; информационно-коммуникативный потенциал экскурсии и мастерства экскурсовода; особая нравственно психологическая атмосфера высокой духовности, предопределяющая преобразование объекта экскурсионного обслуживания в субъект социально-культурного творчества. Систематически проводимые социологические опросы показали, что 95.8% из 70 миллионов человек, посетивших музей с 1968 года, выразили глубокое удовлетворение и его экспозицией, и, главное, царящей в соборе особой духовной атмосферой. Более 70% посетителей музея отметили его историко-культурное значение, его активную роль в 194 Бутиков Г.П. Государственный музей «Исаакиевский собор». Музей в духовной жизни России. СПб. 1993. 164с.; Бутиков Г.П. Роль художественного музея в эстетическом воспитании. Л., 1980. 18с. |