Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 321]

людей независимо от их социально-демографического статуса, убеждений и религиозной принадлежности.
По результатам анализа была обоснована концепция широкого понимания сути и природы историко-мемориального музея, позволяющая относить к их числу научно-просветительные учреждения, отражающие не только отдельные события или биографии выдающихся исторических деятелей, но и художественно-документированную характеристику определенной эпохи.
Исследование культуросозидающего потенциала музейного комплекса предопределило возможность раскрыть принципы функционирования современного историко-мемориального музея как центра духовной жизни страны, региона, иной среды обитания, вытекающие из учета социально-культурных, организационно-правовых, экономико-управленческих и психолого-педагогических требований к отбору его экспозиций, профессиональных качеств экскурсоводов, программ социально-культурной деятельности и уровня правового, социально-экономического и информационно-методического обеспечения их реализации.
Для любого музея успешное развитие в условиях формирующегося информационного общества напрямую зависит от реализации достижений науки и практики начала XXI века, от способности не только реализовать традиционные формы музейной деятельности, но и обогатить их методами вовлечения посетителей в активное социально-культурное творчество.
Особый статус и феномен историко-мемориальных музеев культового искусства, основанный на единстве общечеловеческого и национального в культуре,
позволяет, при сохранении верности традициям определенной религии, проявлять веротерпимость, объединять людей разных убеждений, использовать творения культового искусства в процессе нравственноэстетического воспитания разных групп населения, и в первую очередь молодежи.
Реализация культуросозидающего потенциала музейного комплекса «Исаакиевский собор» утверждает его как центр духовной жизни общества, который обеспечивает: дополнение традиционных форм поиска, отбора, реставрации и экспонирования музейных ценностей системой историко-культурного просвещения и вовлечения разных групп населения в социально-культурное творчество;
[стр. 160]

160 расширении и углублении гуманитарных знаний.
Только в 1991-1999 годах более миллиона человек приняли участие в проводимых на базе музея массовых социальнокультурных акциях.
С музеем постоянно сотрудничают десятки историко-краеведческих, культурно-просветительных и иных общественных объединений и инициативных движений, которые связаны с изучением и пропагандой российской истории и культуры.
Характер и направленность исследования музея как института социально-культурной деятельности предопределялись методологическим положением о том, что экспозиция историко-мемориального музея – это не самоцель, а лишь средство познания отечественной истории, усвоения ценностей мировой и национальной культуры.
За архитектурным обликом Исаакия, Спаса на крови или Сампсониевского собора, за каждой иконой, скульптурой или иным произведением искусства, представленным в музейной экспозиции, за всем внутренним убранством этих храмов – тысяча лет российского православия, многовековая история России, достижения культуры населяющих ее народов, знаменательные события, сфокусированные в геральдике, праздниках, обычаях, традициях.
Именно это составляет идеологию музея, его концептуальную позицию, его сверхзадачу.
Исследования механизмов восприятия экскурсии в массовой аудитории привели к констатации наличия у посетителей постоянно действующей потребности в обновлении своих ценностных ориентаций, мысленной консультации по разному кругу проблем, возникающих в процессе ассоциативного восприятия экспозиции музея.
Соответственно, у ведущего экскурсию, имеющего определенные коммуникативные намерения, должна возникнуть ответная установка, продуманы оптимальные пути ее реализации.
Ход общения и восприятия информации в условиях музея позволил рассмотреть его не как «перемещение» определенного объема знаний из одной головы в другую, а как сложный психолингвистический процесс, складывающийся на базе экспозиции и обусловленный феноменом социальной общности.
В этой ситуации деятельность экскурсовода строилась не на перекладывании объема знаний, а, прежде всего, на возбуждении сознания, памяти, представлений, ассоциаций и опыта слушателя.
Информационно-целевой текст, реализованный в деятельности экскурсовода в коммуникативной фазе, в первую очередь выступал как метод активизации восприятия аудитории.
Формирующий эксперимент по использованию нравственно-эстетического потенциала историко-мемориальных музеев дал возможность увидеть эффект единства информационно-логического и эмоционально-образного, достигаемый в условиях особой нравственно-психологической ситуации, которая порождается атмосферой высокой духовности и чувством сопричастности посетителя к непреходящим ценностям культуры.
Среди многочисленных записей, оставленных россиянами в книге отзывов, наиболее часто встречается благодарность за то, что музей оживил лучшие страницы отечественной истории и оставил неизгладимое впечатление от иллюстрированного раскрытия безграничных возможностей человеческого гения.
В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы организаторы экскурсий предваряли их распространением альбомов и путеводителей по музею, знакомство с которыми существенно повышало интерес к экспозиции, способствовало активизации аудитории, вызывало у многих потребность подкрепить информацию экскурсовода соответствующей литературой о музее и отраженной в нем эпохе.
Наиболее эффективной экскурсия представлялась тогда, когда после ее окончания научных сотрудников приглашали в школы, вузы, воинские части, трудовые коллективы для продолжения разговора, ибо это свидетельствовало о том, что историко-культурная информация музея оставила у посетителей глубокий след и стала основой их дальнейшего вовлечения в мир культуры.
В ходе исследования раскрыта концепция широкого понимания сути и природы историко-мемориального музея, позволяющая относить к их числу научнопросветительные учреждения, отражающие не только отдельные события или биографии

[стр.,161]

161 выдающихся деятелей, но и художественно-документированную характеристику определенной эпохи.
Разносторонний анализ деятельности мемориалов в Московском и Новгородском кремлях, Царском селе, Пушкинских Горах, Ясной Поляне, на Мамаевом кургане позволили обосновать принципы функционирования современного историкомемориального музея как центра духовной жизни страны, региона, города, иной среды обитания, основанные на учете социально-культурных, организационно-правовых, экономико-управленческих и психолого-педагогических требований к отбору его экспозиций, профессиональным качествам экскурсоводов, программам социально-культурной деятельности, правовому, социально-экономическому и информационно-методическому обеспечению их реализации.
В процессе исследования обоснован особый статус и феномен историкомемориальных музеев культового искусства, основанный на единстве общечеловеческого и национального в культуре, что позволяет, при сохранении верности традициям и нормам определенной религии, проявлять веротерпимость, объединять людей разных убеждений, использовать творения культовой архитектуры, живописи, мозаики, скульптуры в процессе нравственно-эстетического воспитания разных групп населения, и в первую очередь молодежи.
Эффективность деятельности российских историко-мемориальных музеев дала возможность выдвинуть идею перспективности для формирующегося в настоящее время информационного общества XXI века их дальнейшего развития как социальных институтов, сохраняющих бесценные шедевры культурологической информации и обеспечивающих непрерывность и преемственность культурных процессов.
Главным итогом многолетней опытно-экспериментальной работы стала модель функционирования современного историко-мемориального музея как центра духовной жизни общества, обеспечивающего: дополнение традиционных форм поиска, отбора, реставрации и экспонирования музейных ценностей системой историко-культурного просвещения и вовлечения разных групп населения в социально-культурное творчество; внедрение маркетинга и других механизмов рыночной экономики в изучение, удовлетворение и дальнейшее развитие интереса людей к мемориальным историкокультурным ценностям; широкое использование издательской, культурно-просветительной и рекламно-иллюстративной деятельности для расширения информационного поля музея и включения в него средств массовой информации, клубных учреждений, учебных заведений и иных социальных институтов; создание условий для постижения ценностей музейной экспозиции в сфере семейного и индивидуального досуга; привлечение общественных организаций, культурно-просветительных объединений, инициативных движений, религиозных конфессий и отдельных деятелей культуры к поисково-творческой, консультационно-экспертной и социально-культурной деятельности музея, к проведению на его базе научных конференций, творческих встреч, празднично-обрядовых и иных крупных социальных акций, связанных с этапными событиями в истории отечественной и мировой культуры.
Исследование показало, что особый статус мемориального музея и его реальная роль в историко-культурном просвещении и нравственно-эстетическом воспитании всех без исключения групп населения предопределяет необходимость создания широкой сети таких социально-культурных центров не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах страны, где веками создавались выдающиеся творения архитектуры, живописи, скульптуры, мозаики.
Исследование заставило обратить внимание и на необходимость включения историко-мемориальных музеев и их отдельных шедевров в единую отечественную и мировую информационную систему, в компьютерную сеть и другие средства хранения и распространения ценностей истории и культуры.

[Back]