динения, деятельность которых протекает вне социального влияния и далеко не всегда способствует творческому развитию личности. На сферу свободного времени оказывает значительное влияние научнотехническая революция. Это отражается в стремлении людей рационализировать свой досуг, используя при этом современные достижения техники, повысить его эффективность в информационном, образовательном, эмоциональном и рекреативном плане. Изменение роли и места свободного времени в жизни современного человека ставит вопрос о повышении досуговой квалификации людей. Следует учитывать, что вопросы обучения или повышения трудовой квалификации традиционны, подготовка молодежи к труду составляет важнейшее направление деятельности системы народного образования. Повышение досуговой квалификации, готовности каждого человека к рациональному досугу пока, к сожалению, остается в основном стихийным процессом. В течение многих десятилетий общество воспитывало личность, ограничиваясь рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. За последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него сферу досуга. Однако эффективность культурнодосуговой деятельности оказалась низкой, и в основном потому, что на область свободного времени механически переносили методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно обсуждать правомерность границ педагогического влияния на сферу досуга, но вряд ли кто сомневается в том, что управлять поведением и деятельностью личности в ее свободное время нельзя. Государство и общ ество должны создать условия для удовлетворения и дальнейшего роста реально проявляемых потребностей и интересов людей, однако методика решения этой задачи требует глубоких и длительных исследований. Наука должна дать ответы на многие вопросы, связанные с функционированием культуры и культурно-досуговой деятельности в новых социальноэкономических условиях. В России нет присущей западному миру индустрии досуга, подобной культурным центрам Дж. Кеннеди в СШ А или Ж. Помпиду во Франции, таких национально-культурных заповедников, как в Японии. Но у нас имеются непреходящие ценности общественно-просветительного движения, есть успешный опыт ликвидации неграмотности и малограмотности, вовлечения |
127 организацией традиционных форм культурно-досуговой деятельности. Между тем как реальное творчество разных групп населения, их интересы и потребности давно переросли эти рамки. Это и разнообразные виды любительства, и новые синтетические формы художественной самодеятельности, и проведение камерных праздников, обрядов, ритуалов, другие виды коллективной эмоциональной жизни. Игнорирование реальных интересов граждан учреждениями досуга приводит к возникновению стихийных объединений, чья деятельность протекает вне социального влияния и далеко не всегда способствует конструктивному развитию личности. На сферу свободного времени существенно усилилось влияние научно-технической революции. Это находит выражение в стремлении людей рационализировать свой досуг, использовать в нем современные достижения техники, повысить его эффективность в информационном, образовательном, эмоциональном, рекреативном плане. Изменение роли и места свободного времени в жизни человека начала XXI века побуждает поставить вопрос о повышении досуговой квалификации людей. При этом следует учитывать, что если вопросы обучения или повышения трудовой квалификации являются традиционными, а подготовка молодежи к труду составляет важнейшее направление деятельности системы народного образования, то повышение досуговой квалификации, формирование готовности каждого человека к рациональному досугу пока, в значительной мере, остается во многом стихийным процессом. В течение многих десятилетий общество пыталось решать проблемы воспитания личности, ограничивая этот процесс рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Однако эффективность культурно-досуговой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно спорить о принципиальной правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но вряд ли ныне следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью личности в ее свободное время нельзя. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей людей, однако методика решения этой задачи ждет еще глубоких и достоверных исследований. От науки, и в первую очередь от прикладной культурологии, требуются ответы на многие вопросы, связанные с функционированием культуры и культурно-досуговой деятельности в новых социальноэкономических условиях. Незнание объективных процессов, происходящих в социально-культурной сфере, и пренебрежение к проявляемым разными группами населения культурно-досуговым интересам породило глубокие противоречия в культурной политике. За годы советской власти были уничтожены десятки тысяч центров камерного досуга, к которому тяготеет подавляющее большинство населения. Зато построена масса отвергнутых зрителями, практически пустующих ангаров, под которыми подразумевались современные кинотеатры. Недостаток, а подчас и полное отсутствие профессионализма в организации общественного досуга часто приводит к грубым отступлениям от элементарных психолого-педагогических требований. Взять, к примеру, дифференцированный подход к объекту воздействия. Его в некоторых случаях довели до такого абсурда, при котором начисто снижается возможность обеспечить преемственность и взаимообогащение поколений. Для подростков – рок-ансамбли, для пенсионеров – лекции о текущем моменте. Каждому только свое. В этой связи целесообразно вернуться к опыту замечательного режиссера и педагога Александра Александровича Брянцева, который заменил поклассные посещения ТЮЗа семейными культпоходами с тем, чтобы спектакль не стал механическим продолжением урока литературы, а побуждал к сопереживанию отцами и детьми единых нравственных проблем. Основатель российского театра для детей, безусловно, осознавал значение |