бодное время. Исходя из этого, досуг следует рассматривать как форму лю бительской деятельности, психологически воспринимаемую как удовольствие, а субъективно оцениваемую как высшую ценность. По мере духовного роста человека последовательно обогащается его досуг. В случае если не созданы условия для его поступательного развития, негативные последствия необратимы. Именно в условиях неразвитости конструктивных начал досуга свободное времяпрепровождение становится фактором антикультуры, порождает пьянство, наркоманию, разврат и другие антиподы образа жизни любого цивилизованного общества. Это подчеркивает значение прикладной культурологии в раскрытии механизма рациональной организации досуга людей, обеспечении его педагогической направленности. Современная структура досуга, соответствующая прогрессивному усложнению и развитию потребностей личности, представляется рядом уровней деятельности, отличающихся друг от друга культурной значимостью. Один из первичных уровней организации досуга развлечение. Здесь досуг становится в какой-то мере целенаправленной, организованной, активной деятельностью. Развлечениями могут служить прогулки и игры, участие в коллективных экскурсиях и путешествиях, посещение концерта или танцевального вечера, коллекционирование и другие виды любительства и т.д. Деятельность на уровне развлечения отвечает социально-психологическим потребностям личности и лучше всего протекает в небольших, неформальных коллективах, в группах свободного общения, в семье. Для находящихся на уровне развлекательного досуга людей особенно важно зрелище в различных формах его проявления. Игнорировать потребность в зрелище значит, обеднять досуг людей. Действенность зрелищ во многом предопределяется характером вызываемых эстетических переживаний. Адресовано зрелище не одному человеку, оно предназначено для каждого зрителя, для всей публики. В данном случае человеческая общность становится мощным резонатором, усиливающим индивидуальные эстетические переживания и порождающим коллективную эмоцию. Основа таких переживаний в зрелище ряд взаимосвязанных факторов. Это, прежде всего, красота, изобретательность, яркость. Одновременно зрелища всегда несут познавательную нагрузку, специфически перерабатывая события прошлого и настоящего, демонстрируют возможности науки и техники, достижения человека. |
138 С точки зрения отдельного человека и культуры в целом значение занятий на досуге чрезвычайно велико, ибо они включают каждого в систему культурных ценностей, помогают их освоению, служат целям гармоничного развития личности. Однако, досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нем всегда должна просматриваться цель. Удовлетворение одной потребности порождает новую потребность, поэтому изменения в сфере досуга должны быть направлены на переход от простых ко все более сложным потребностям: от физических – к духовным, от индивидуальных – к общественным, от пассивности – к активному творчеству. Содержание и формы досуга находятся в органичной взаимосвязи с характером профессионально-трудовой деятельности и всем образом жизни человека. В.Е.Триодин174 очень точно заметил, что, к примеру, для подводника спуск под воду – тяжелый труд, для члена клуба подводного плавания – активный досуг. Актер на сцене работает, участник художественной самодеятельности – духовно наполняет свое свободное время. Исходя из этой позиции, досуг следует рассматривать как форму любительской деятельности, психологически воспринимаемую как удовольствие, а субъективно оцениваемую как высшую ценность. По мере духовного роста человека последовательно обогащается и его досуг и, если нет условий для его поступательного развития, это приводит к негативным последствиям. Именно в условиях неразвитости конструктивных начал досуговой деятельности свободное времяпрепровождение превращается в фактор антикультуры, порождает условия для пьянства, наркомании, разврата и других антиподов образа жизни любого цивилизованного общества. Отсюда понятно, какое значение имеет прикладная культурология, которая раскрывает механизм рациональной организации досуга людей, обеспечения его педагогической направленности. Структура досуга, соответствующая прогрессивному усложнению и развитию потребностей личности, представляется рядом уровней деятельности, отличных друг от друга по своей культурной значимости. Одним из первичных уровней организации досуга является развлечение. На этом уровне досуг становится в какой-то мере целенаправленной, организованной, активной деятельностью. Развлечениями могут служить прогулки, игры, участие в коллективных экскурсиях или путешествиях, посещение концерта или танцевального вечера, коллекционирование или другие виды любительства и т.д. Деятельность на уровне развлечения отвечает социально-психологическим потребностям личности и лучше всего протекает в небольших, неформальных коллективах, в группах свободного общения, в семье. Для людей, находящихся на уровне развлекательного досуга, важную роль играет зрелище в самых разных формах его проявления. Игнорировать потребность в зрелище – значит обеднять досуг людей. Действенность зрелищ во многом предопределяется характером вызываемых эстетических переживаний. Зрелище адресовано не одному человеку, оно – для каждого зрителя, для всей публики. Человеческая общность в данном случае оказывается могучим резонатором, усиливающим индивидуальные эстетические переживания и рождающим коллективную эмоцию. Основу таким переживаниям в зрелище дает ряд взаимосвязанных, взаимопереплетенных факторов. Прежде всего, это красота, изобретательность, яркость. Одновременно зрелища всегда несут и познавательную нагрузку, специфическими средствами перерабатывая события прошлого и современной жизни, демонстрируя возможности науки и техники, достижения ума и рук человека. Являясь самостоятельным действием, рассчитанным преимущественно на эстетическое восприятие, зрелище, как правило, не связано с самодеятельностью людей, которые довольствуются лишь положением зрителя. Вследствие этого воспитательная ценность развлечения на уровне зрелища ограничена, но недооценивать и тем более игнорировать ее, естественно, нельзя. 174 Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1984. 152 с. |