Исследуя воспитательный потенциал российских музеев, Г.П. Бутиков выявил присущий музейной практике эффект единства информационнологического и эмоционально-образного. Логика нашего исследования посчитала целесообразным дополнить вышеперечисленные факторы музейного воздействия еще одним художественно-образной методикой раскрытия духовных и материальных ценностей, внедрением в социально-культурную деятельность музея методики театрализации, принципов художественного обобщения и художественного отражения музейных экспонатов посредством взаимодействия и синтеза искусств202. Анализ особенностей функционирования современных российских музеев позволил, с одной стороны, отметить возрастание потребности разных групп населения в нетрадиционном общении с музеем, а также самые разнообразные попытки музеев удовлетворить ее средствами искусства. С другой стороны, появляется тенденция к использованию музея не только в образовательно-развивающих и преобразовательно-созидательных целях, но и как опорной базы развлекательно-познавательного досуга. Формирование привлекательного образа музея, расширение его аудитории за счет использования художественно-выразительных информационных средств, учет объективных потребностей людей в свое свободное время сочетать познание с развлечением заставляет современные музеи использовать зрелищно-игровые и иные методики организации поведения и деятельности своих посетителей. Диапазон методик достаточно широк от «погружения в глубь веков» в Государственном Историческом и Дарвиновском музеях до вечеров музыкальной классики в Эрмитаже или Государственном музее изобразительных искусств им. A.C. Пушкина. По установившейся традиции дети в музее-заповеднике «Петергоф» с удовольствием знакомятся с царскими забавами и убегают от преследующих их струй фонтана «Ш утиха», в Центральном военно-морском музее на настоящей подводной лодке угощаются флотским борщом и компотом. Конеч2 0 1Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998. 192 с. 202 Впервые идея взаимодействия и синтеза искусств как метода обеспечения эффективности социально-культурной деятельности музея была сформулирована В.М. Грусманом и Е.Н.Крайнер. См.: Грусман В.М. Становление и развитие социально-культурной функции российских музеев. СПб.: РЭМ, 2001. 182 с.; Крайнер Е.Н. Историко-культурное просвещение средствами художественно-образного воздействия. СПб., 1999. 44 с.; Крайнер Е.Н. Культурно-досуговая деятельность в системе музейной коммуникации//Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. 2001. Вып.6. С.54-59. Л Л t |
1 1 7 ораторского мастерства экскурсовода; информационно*коммуникативного потенциала экскурсионного общения; * создаваемой в музее уникальной нравственно-психологической атмосферы высокой духовности и сопричастности к бесценному наследию предков. Логика нашего исследования привела к целесообразности дополнить эти факторы музейного воздействия еще одним художественно-образной методикой раскрытия духовных и материальных ценностей, внедрением в социально-культурную деятельность музея методики театрализации, принципов художественного обобщения и художественного отражения музейных экспонатов посредством взаимодействия и синтеза искусств1. Анализ особенностей функционирования современных российских музеев позволил, с одной стороны, увидеть возрастание потребности разных групп населения в нетрадиционном общении с музеем и самые разнообразные попытки музеев удовлетворить ее средствами искусств. С другой проявилась явная тенденция к использованию музея не только с образовательно-развивающих и преобразовательно-созидательных позиций, но и как опорной базы развлекательно-познавательного досуга. Формирование привлекательного образа музея, расширение его реальной аудитории за счет использования художественно-выразительных средств информации; учет объективных потребностей людей в свое свободное время сочетать познание с развлечением, привели современные музеи к широкому использованию зрелищно-игровых и иных методик организации поведения и деятельности своих посетителей. Диапазон этих методик про1 Впервые идея взаимодействия и синтеза искусств как метода обеспечения эффективности социально-культурной деятельности музея обеспечения эффективности социально-культурной деятельности музея была сформулирована E Н. Крайнер. См. Крайнер E. Н. Историко-культурное просвещение средствами художественно-образного воздействия. СПб., 1999 44 с., Культурнодосуговая деятельность в системе музейной коммуникации /М узеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сб. научных трудов. Вып. 6. СПб., 2001 • С. 54-59. |