Проверяемый текст
Грусман, Владимир Моисеевич; Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев (Диссертация 2001)
[стр. 333]

Совокупный опыт музейной работы подтверждает тезис о том, что художественно-образная сторона в той или иной мере присуща любой форме музейной коммуникации.
Однако при рассмотрении художественного образа как основы использования в
просветительной деятельности выразительных средств необходимо помнить, что во главе угла, прежде всего, стоит вопрос о придании такому воздействию современного стиля художественной образности, сочетающей как познавательную, так и гедонистическую функции.
Особую значимость в современной практике историко-культурною просвещения приобрела проблема соответствия художественно-образного решения содержанию документального материала.
Только на основе их адекватного соответствия возможна разработка соответствующей методики художественно-образного воздействия, которая соответствовала бы решению инструментальных задач, об л етал а восприятие фактического материала, создавала оптимальные условия для постижения его смысловых значений и удовлетворения разнообразных интересов реальной и потенциальной аудитории.
Результаты исследования показали, что эффективность реализации комплекса целей, задач и функций историко-культурного просвещения в значительной степени зависит от того, насколько полно и всесторонне изучены и учтены особенности художественного образа как эстетической категории и средства воздействия.
Следует отметить, что «основная схема освоения лю бого средства заключается в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике функционирования, задаваемого этим средством, а затем привести в соответствие с целями и задачами деятельности, получив новые возможности результатов этой деятельности» .
Конкретизируя данную мысль, можно
определить, что переход «предмета» в средство обуславливает развитие деятельности, предполагает перестройку ее привычных действий, форм и способов работы.
В этом и состоит основная трудность.
Надо не просто добавлять новое средство в уже сложившийся процесс, необходим особый подход к организации самого процесса.
Специфика художественно-педагогического подхода к образному решению документального материала заключается не только в выявлении его возможностей для
коммуникационных целей, но и в стремлении его макси20 3Гальперин П.
Хрестоматия но возрастной и педагогической психологии.
М., 1980.
С.203.

[стр. 120]

120 тем.
работа с посетителем» особенно с молодежью» основанная на принципе добровольности, должна не только учитывать наиболее ярко выраженные интересы, но и стимулировать развитие тех, которые выражены слабо: прежде всего стремление к расширению кругозора, приобщение к культурным ценностям и развитие социальной активности.
Запросы и потребности посетителей к музейной информации могут удовлетворяться при помощи дополнительных интерпретирующих средств.
Одним из путей для этого является использование художественно-образной организации информации.
Видя в использовании методов художественной обработки музейной информации перспективное направление совершенствования деятельности музейных учреждений, мы, в процессе исследования, попытались выявить наиболее эффективные технологии достижения художественной образности экспозиции.
Решая эту исследовательскую задачу, мы учитывали, что совокупный опыт музейной деятельности подтверждает тезис о том, что художественнообразная сторона а большей или меньшей степени присуща любой форме музейной коммуникации.
Однако при рассмотрении художественного образа как основы использования выразительных
средств в просветительной деятельности во главе угла всегда и прежде всего стоит вопрос о придании такому воздействию современного стиля художественной образности, сочетающей как познавательную, так и гедонистическую функции.
В связи с этим в современной практике историко-культурного просвещения особую значимость приобрела проблема соответствия художественно-образного решения содержанию документального материала; ибо лишь на основе адекватного их соответствия возможна разработка адекватной методики художественно-образного воздействия, которая бы способствовала решению инструментальных задач, помогая при этом: облегчению восприятия фактического материала; созданию оптимальных условий для

[стр.,121]

1 2 1 постижения его смысловых значений; удовлетворению разнообразных интересов реальной и потенциальной аудитории.
В ходе исследования мы убедились, что эффективность реализации комплекса целей, задач и функций историко-культурного просвещения в значительной степени зависит от того, насколько полно и всесторонне изучены и учтены при его организации особенности художественного образа как эстетической категории и средства воздействия.
К этому следовало добавить, что «основная схема освоения любого средства заключается в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике функционирования, задаваемого этим средством, а затем привести в соответствие с целями и задачами деятельности, получив новые возможности результатов этой деятельности»1.
Конкретизируя данную мысль, можно
сказать, что этот переход «предмета» в средство, в «орудие» и обуславливает развитие деятельности, предполагает перестройку ее привычных действий, форм и способов работы.
И в этом состоит основная трудность.
Это не означает простое добавление нового средства в уже сложившийся процесс.
Необходимым
представляется особый подход к организации самого процесса.
Специфика художественно-педагогического подхода к образному решению документального материала заключается не только в выявлении его возможностей для
целей коммуникации, но и в стремлении максимального его использования для трансформации предметных результатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы.
Несомненно, образность выступает как способ повышения эмоциональности восприятия информации.
Однако, в ходе исследования мы убедились, что это недостаточное условие для создания ситуации, когда объект воздействия становится субъектом социально-культурной активности.
Создание такой ситуации не обязательно заключается лишь во внешней активи1Гальперин П.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.
М., 1980 С.
203.

[Back]