мального использования для трансформации предметных результатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы. Несомненно, образность это способ повысить эмоциональность восприятия информации. Однако для того, чтобы объект воздействия стал субъектом социально-культурной активности, одной только образности недостаточно. В этом случае не обязательны проявление внешней активизации, вовлечение человека в какую-либо физическую деятельность, хотя это предполагается как один из возможных и желательных моментов педагогического влияния. Более существенна организация художественного воздействия, способствующая началу собственно творчеству человека, воспринимающего эту информацию. В музеях эстетические эмоции должны передавать опыт человеческих взаимоотношений, художественно осмысленный авторами, носителем которого в данном случае является экспозиция. Такие эмоции могут появиться у участника эпизодической экскурсии, или у постоянного посетителя музея, самостоятельно осмысливающего полученные наблюдения, переживания, раздумья. Разносторонний анализ деятельности ведущих музейных учреждений России убедительно показал, что художественная образность достигала желаемого эффекта только в том случае, когда приобретала характер духовно-практического воздействия на л и ч е е о с т ь . А это позволяет предположить, что обращение к художествеЕшости, превращение документа в образ призвано создавать атмосферу, которая не может не вызывать у человека потребности творческого общения единства репродуктивного и продуктивного, воссоздаЕощего и досоздающего, потребительского и творческого ЕЕачал. При этом получение эстетического удовольствия или удовлетвореЕЕИя от художественного решения проблем музейной информации приобретает статус условия. Следует отметить, что в отличие от отдыха, который может быть пассивным и полупассивным, восприятие музейных ценностей всегда предполагает активность, определенную подготовку к восприятию экспозиций, требует ИЕЕтеллектуального напряжеЕЕия. При организации воздействия на посетителя, в свою очередь, обязательно присутствует момеЕЕТ режиссуры, т.е. некое специальное, продуманное введение средств художественной выразительности, направлеЕЕНое на создаЕЕие ЕЕаиболее пригодной для восприятия материала атмосферы. |
1 2 2 зации, в непосредственном вовлечении человека в какую-либо физическую деятельность, хотя и предполагает это как один из возможных и желательных моментов педагогического влияния. Более существенным представляется то, что художественное воздействие необходимо так организовать, чтобы возбудить собственное творчество воспринимающего эту информацию. Применительно к музеям эстетические эмоции должны передать тот опыт человеческих отношений, который художественно осмыслен авторами и носителем которого в данном случае является экспозиция. Эти эмоции могут быть приобретены человеком, пришедшим на эпизодическую экскурсию, или постоянно посещающим музей только в процессе самостоятельного осмысления полученных наблюдений, переживаний, раздумий. Разносторонний анализ деятельности ведущих музейных учреждений России убедительно показал, что художественная образность достигала желаемого эффекта лишь тогда, когда приобретала характер духовно-практического воздействия на личность. А это позволяет утверждать, что обращение к художественности, превращение документа в образ призвано создавать такую атмосферу, которая не может не вызвать у человека потребности творческого общения, представляющего собой единство репродуктивного и продуктивного, воссоздающего и досоздающего, потребительского и творческого начал. В этом процессе получение эстетического удовольствия или удовлетворения от художественного решения проблем музейной информации приобретает статус условия. Уточняя сказанное, отметим, что, в отличие от отдыха, который может быть пассивным и полупассивным, восприятие музейных ценностей всегда требует активности, предполагает определенную подготовку к выполнению экспозиций, требует интеллектуального напряжения. Организация воздействия на посетителя, в свою очередь, неминуемо предполагает и момент режиссуры, то есть некое специальное, продуманное введение средств |