Проверяемый текст
Грусман, Владимир Моисеевич; Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев (Диссертация 2001)
[стр. 335]

Отметим, что, несмотря на многообразие проявлений художественности в функционировании различных форм музейной коммуникации ее неизменным и инвариантным элементом является экспонат.
Именно этим определяется принципиально иной, отличный от
собственно художественного творчества способ создания, социального функционирования и воздействия музейного образа.
Образ в художественном творчестве это порождение нравственноэстетического мира автора.
Он полностью подчинен авторской воле, т.е.
имеет субъективный личностный характер.
В музее это невозможно.
М узейный образ создается комплексно, в нем присутствуют элементы, не являющиеся порождением творческой фантазии автора.
Важнейшая особенность музея мемориальность, документальная достоверность, первичность источников информации.
Здесь речь идет о создании историко-культурного образа, который по своим сущностным характеристикам объективен.
В то же время создание музейного образа в
основном ориентировано на художественнокультурологическую интерпретацию, что сближает его с процессом художественного творчества.
Следовательно, музейный образ в значительной мере включает в себя субъективный момент, однако
его создание обязательно детерминировано достоверностью историко-культурного материала.
Подлинность, документальность могут быть сильным средством эмоционального воздействия, основанного на высоком познавательном значении музейного предмета.
С одной стороны, музейные предметы различаются своей информативностью, аттрактивностью и экспрессивностью.
С другой информация, содержащаяся в предмете, всегда превышает ту, что передается его внешним обликом.
Именно поэтому
возможно существенное увеличение зрелищности и информативности при художественно-образном решении в презентации историко-культурных ценностей.
Таким образом, зрелищность, являясь проявлением художественности, обусловлена необходимостью усиления коммуникативных возможностей музейной экспозиции, т.е.
более полного раскрытия идейной глубины документального материала.
Это, в свою очередь, усиливает социальнопсихологическую и педагогическую направленность его воздействия.

Зрелищно развернутая непосредственно к посетителю музея, экспозиция играет
главную роль в культурной коммуникации.
Необходимость зрелищности ценностей истории и культуры, которые музей должен донести до ра
[стр. 123]

123 художественной выразительности, направленное на создание атмосферы, наиболее пригодной для соответствующего восприятия материала.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на многообразие проявлений художественности в функционировании различных форм музейной коммуникации, неизменным и инвариантным ее элементом является экспонат.
Именно этим определяется принципиально иной, отличный от
художественного творчества в собственном смысле слова, способ создания, социального функционирования и воздействия музейного образа.
Можно говорить о художественном творчестве в собственном смысле, когда художественный образ является абсолютным порождением нравственно-эстетического мира автора, когда он полностью подчинен авторской идее, то есть имеет субъективный личностный характер, чего, разумеется, в случае с музеем быть не может.
Создание музейного образа осуществляется комплексными средствами, и в этом комплексе есть элементы, которые не являются порождением творческой фантазии автора.
В мемориалъности, в документальной достоверности, в первичности источников информации важнейшая особенность музея.
Здесь речь идет о создании историкокультурного образа, который по своим сущностным характеристикам объективен.
В то же время создание музейного образа в
значительной мере ориентировано на художественно-культурологическую интерпретацию, что сближает этот процесс с процессом художественного творчества.
Следовательно, музейный образ в значительной мере включает в себя субъективный момент, однако
деятельность по его созданию обязательно детерминирована достоверностью историко-культурного материала.
Безусловно, документальность, подлинность могут выступать как сильное средство эмоционального воздействия, основанного на высоком познавательном значении музейного предмета.
Но, с одной стороны, информативностью, агграктивностью и экспрессивностью музейные предметы обла

[стр.,124]

124 дают в разной степени.
С другой стороны, информация, содержащаяся в предмете всегда превышает ту, что передается его внешним обликом.
Именно поэтому
и возможно существенное увеличение зрелищности и информативности, возникающее при художественно-образном решении в презентации историко-культурных ценностей.
Зрелищность, таким образом, выступая как проявление художественности, обусловлена необходимостью усиления коммуникативных возможностей музейной экспозиции, то есть более полного раскрытия идейной глубины документального материала.
Это, в свою очередь, усиливает социальнопсихологическую и педагогическую направленность его воздействия.

Будучи зрелищно развернута непосредственно к посетителю музея, экспозиция играет первейшую роль в культурной коммуникации.
Именно необходимость зрелищности всего того из ценностей истории и культуры, что музей призван донести до разума и чувств посетителей, предопределила особую роль художника, который средствами искусства должны решить эту задачу.
Особые возможности современной экспозиции заключаются во взаимосвязи темы, заданной экспозиционером, и художественного решения в соответствии со способностью художника нести наиболее ее адекватное выражение средствами искусства.
Разносторонний анализ совокупного опыта развития музейной деятельности в конце ХХ-го начала XXI века заставил обратить внимание на то, что в практике ведущих музеев России все более утверждается семиотический характер экспозиции как комбинации знаков, несущей в себе понятия и представления о явлениях природы и жизнедеятельности человека.
Семантические факторы стимулирующего значения призваны создать некий регламент восприятия, режим движения впечатления, направленного на постижение рационально-интеллектуального пласта экспозиционного комплекса через определенную систему указаний.
Основу этой системы, как и системы

[Back]