Проверяемый текст
Грусман, Владимир Моисеевич; Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев (Диссертация 2001)
[стр. 336]

зума и чувств посетителей, предопределила особую роль художника.
Эту задачу он решает с помощью средств искусства.
Особые возможности современной экспозиции
предполагают взаимосвязь темы, заданной экспозиционером, и ее художественного решения в соответствии со способностью художника найти ее адекватное выражение средствами искусства.
Разносторонний анализ совокупного опыта развития музейной деятельности в конце
XX начале XXI века позволяет отметить, что в практике ведущих музеев России утверждается семиотический характер экспозиции как комбинации знаков, несущей в себе понятия и представления о явлениях природы и жизнедеятельности человека.
Семантические факторы стимулирующего значения призваны создать некий регламент восприятия, режим движения впечатления, направленного на постижение рационально-интеллектуального пласта экспозиционного комплекса через определенную систему указаний.
Основу этой системы, как и системы
художественных указаний, составляет монтаж определенной вещественной среды в определенном пространстве.
М онтаж позволяет создать образ сложного, меняющегося пространства, показать его в разных направлениях, с разных позиций и в разных масштабах.

На практике включение художественной образности в
построение экспозиции имеет достаточно широкий диапазон от внесения отдельных выразительных средств оформления, усиливающих эмоциональность предметной среды, до образно-сюжетного метода на основе сценария, предполагающего разработку как научной, так и художественной концепции представляемого материала.
Чисто оформительский подход не может в полной мере
соответствовать требованию гармонии, целостности формы и содержания.
Сценарные разработки, способные донести до аудитории всю глубину заложенных в экспозиции духовных ценностей, хотя и оказывают влияние на развитие музейного дела, пока не получили достаточного распространения.
Предположительно, причиной этому стала принципиальная взаимная несовместимость различных семиотических систем, каковыми являются художественный текст и музейная экспозиция как предметно-пространственная среда.
Исследования предметной среды с семиотических позиций пока не дают единой трактовки ее природы и не представляют достоверной аргументации, подтверждающей данное предположение.
Это опровергает утверждение о том, что сложное переплетение и даже смешение различно организо
[стр. 124]

124 дают в разной степени.
С другой стороны, информация, содержащаяся в предмете всегда превышает ту, что передается его внешним обликом.
Именно поэтому и возможно существенное увеличение зрелищности и информативности, возникающее при художественно-образном решении в презентации историко-культурных ценностей.
Зрелищность, таким образом, выступая как проявление художественности, обусловлена необходимостью усиления коммуникативных возможностей музейной экспозиции, то есть более полного раскрытия идейной глубины документального материала.
Это, в свою очередь, усиливает социальнопсихологическую и педагогическую направленность его воздействия.
Будучи зрелищно развернута непосредственно к посетителю музея, экспозиция играет первейшую роль в культурной коммуникации.
Именно необходимость зрелищности всего того из ценностей истории и культуры, что музей призван донести до разума и чувств посетителей, предопределила особую роль художника, который средствами искусства должны решить эту задачу.
Особые возможности современной экспозиции
заключаются во взаимосвязи темы, заданной экспозиционером, и художественного решения в соответствии со способностью художника нести наиболее ее адекватное выражение средствами искусства.
Разносторонний анализ совокупного опыта развития музейной деятельности в конце
ХХ-го начала XXI века заставил обратить внимание на то, что в практике ведущих музеев России все более утверждается семиотический характер экспозиции как комбинации знаков, несущей в себе понятия и представления о явлениях природы и жизнедеятельности человека.
Семантические факторы стимулирующего значения призваны создать некий регламент восприятия, режим движения впечатления, направленного на постижение рационально-интеллектуального пласта экспозиционного комплекса через определенную систему указаний.
Основу этой системы, как и системы


[стр.,125]

125 художественных указаний» составляет монтаж определенной вещественной среды в определенном пространстве.
Монтаж позволяет создать образ сложного» меняющегося пространства» показать его в разных направлениях» с разных позиций и в разных масштабах.

Между тем, на практике включение художественной образности в построения экспозиции имеет довольно широкий диапазон от внесения отдельных, усиливающих эмоциональность предметной среды выразительных средств оформления до образно-сюжетного метода на основе сценария, предполагающего разработку как научной, так и художественной концепции В презентируемого материала.
Чисто оформительский подход не может в полной мере
удовлетворить требованию гармонии, цельности формы и содержания.
Сценарные же разработки, способные донести до аудитории всю глубину заложенных в экспозиции духовных ценностей, хотя и оказывают влияние на развитие музейного дела, пока не получают достаточно широкого распространения.
Можно предположить, что причиной этому является принципиальная взаимная непереводимость различных семиотических систем, каковыми яв^ ляются художественный текст и музейная экспозиция как предметнопространственная среда.
Однако, исследования, рассматривающие предметно-пространственную среду с семиотических позиций, пока не имеют единой трактовки ее природы и не дают необходимой достоверной аргументации в подтверждение данного предположения.
Аргументом, опровергающим данное предположение, может послужить утверждение, что сложное переплетение и даже смешение различно организованных знакомых систем характерно для развитых семиотических систем, каковой, несомненно, является современная культура к .
При всей противоречивости развития культуры в начале XXI века нельзя не видеть, что она последовательно снимает одно1С м.: Лотыaw Ю .
М К ультура и текст как генератор смысла // К ибернетика и лингвистика.
М .
1983 С 84-118

[Back]