зума и чувств посетителей, предопределила особую роль художника. Эту задачу он решает с помощью средств искусства. Особые возможности современной экспозиции предполагают взаимосвязь темы, заданной экспозиционером, и ее художественного решения в соответствии со способностью художника найти ее адекватное выражение средствами искусства. Разносторонний анализ совокупного опыта развития музейной деятельности в конце XX начале XXI века позволяет отметить, что в практике ведущих музеев России утверждается семиотический характер экспозиции как комбинации знаков, несущей в себе понятия и представления о явлениях природы и жизнедеятельности человека. Семантические факторы стимулирующего значения призваны создать некий регламент восприятия, режим движения впечатления, направленного на постижение рационально-интеллектуального пласта экспозиционного комплекса через определенную систему указаний. Основу этой системы, как и системы художественных указаний, составляет монтаж определенной вещественной среды в определенном пространстве. М онтаж позволяет создать образ сложного, меняющегося пространства, показать его в разных направлениях, с разных позиций и в разных масштабах. На практике включение художественной образности в построение экспозиции имеет достаточно широкий диапазон от внесения отдельных выразительных средств оформления, усиливающих эмоциональность предметной среды, до образно-сюжетного метода на основе сценария, предполагающего разработку как научной, так и художественной концепции представляемого материала. Чисто оформительский подход не может в полной мере соответствовать требованию гармонии, целостности формы и содержания. Сценарные разработки, способные донести до аудитории всю глубину заложенных в экспозиции духовных ценностей, хотя и оказывают влияние на развитие музейного дела, пока не получили достаточного распространения. Предположительно, причиной этому стала принципиальная взаимная несовместимость различных семиотических систем, каковыми являются художественный текст и музейная экспозиция как предметно-пространственная среда. Исследования предметной среды с семиотических позиций пока не дают единой трактовки ее природы и не представляют достоверной аргументации, подтверждающей данное предположение. Это опровергает утверждение о том, что сложное переплетение и даже смешение различно организо |
124 дают в разной степени. С другой стороны, информация, содержащаяся в предмете всегда превышает ту, что передается его внешним обликом. Именно поэтому и возможно существенное увеличение зрелищности и информативности, возникающее при художественно-образном решении в презентации историко-культурных ценностей. Зрелищность, таким образом, выступая как проявление художественности, обусловлена необходимостью усиления коммуникативных возможностей музейной экспозиции, то есть более полного раскрытия идейной глубины документального материала. Это, в свою очередь, усиливает социальнопсихологическую и педагогическую направленность его воздействия. Будучи зрелищно развернута непосредственно к посетителю музея, экспозиция играет первейшую роль в культурной коммуникации. Именно необходимость зрелищности всего того из ценностей истории и культуры, что музей призван донести до разума и чувств посетителей, предопределила особую роль художника, который средствами искусства должны решить эту задачу. Особые возможности современной экспозиции заключаются во взаимосвязи темы, заданной экспозиционером, и художественного решения в соответствии со способностью художника нести наиболее ее адекватное выражение средствами искусства. Разносторонний анализ совокупного опыта развития музейной деятельности в конце ХХ-го начала XXI века заставил обратить внимание на то, что в практике ведущих музеев России все более утверждается семиотический характер экспозиции как комбинации знаков, несущей в себе понятия и представления о явлениях природы и жизнедеятельности человека. Семантические факторы стимулирующего значения призваны создать некий регламент восприятия, режим движения впечатления, направленного на постижение рационально-интеллектуального пласта экспозиционного комплекса через определенную систему указаний. Основу этой системы, как и системы 125 художественных указаний» составляет монтаж определенной вещественной среды в определенном пространстве. Монтаж позволяет создать образ сложного» меняющегося пространства» показать его в разных направлениях» с разных позиций и в разных масштабах. Между тем, на практике включение художественной образности в построения экспозиции имеет довольно широкий диапазон от внесения отдельных, усиливающих эмоциональность предметной среды выразительных средств оформления до образно-сюжетного метода на основе сценария, предполагающего разработку как научной, так и художественной концепции В презентируемого материала. Чисто оформительский подход не может в полной мере удовлетворить требованию гармонии, цельности формы и содержания. Сценарные же разработки, способные донести до аудитории всю глубину заложенных в экспозиции духовных ценностей, хотя и оказывают влияние на развитие музейного дела, пока не получают достаточно широкого распространения. Можно предположить, что причиной этому является принципиальная взаимная непереводимость различных семиотических систем, каковыми яв^ ляются художественный текст и музейная экспозиция как предметнопространственная среда. Однако, исследования, рассматривающие предметно-пространственную среду с семиотических позиций, пока не имеют единой трактовки ее природы и не дают необходимой достоверной аргументации в подтверждение данного предположения. Аргументом, опровергающим данное предположение, может послужить утверждение, что сложное переплетение и даже смешение различно организованных знакомых систем характерно для развитых семиотических систем, каковой, несомненно, является современная культура к . При всей противоречивости развития культуры в начале XXI века нельзя не видеть, что она последовательно снимает одно1С м.: Лотыaw Ю . М К ультура и текст как генератор смысла // К ибернетика и лингвистика. М . 1983 С 84-118 |