жественного выражения, обеспечивающим историческую достоверность и убедительность художественных образов. Музейные предметы становятся одним из критериев историзма образа, который, в свою очередь, выражает реальное содержание музейных предметов в применении к конкретному сю жету театрализованного действия. При таком отношении к музейному предмету он выступает в синтезе с художественно-выразительными средствами театрализации и популяризации документального материала. В данном случае под документальным материалом следует понимать события, явления, процессы, смысл которых раскрывают музейные предметы. Музей изначально был хранилищем ценностей, поэтому в силу своей специфики он консервативен. Выставка самое мобильное средство музейной деятельности позволяет и предполагает нетрадиционные методы художественно-образного решения, в том числе аудиовизуальные программы, в которых в различной степени присутствует условность, один из важнейших элементов театрализации. «Действующим лицом» экспозиционного спектакля может быть как музейный предмет, так и человек (актер). В первом случае своеобразное «действо» создается художественно-техническими средствами выразительности, помогающими современному человеку, для которого аудиовизуальные средства стали привычными, адаптироваться в историко-культурном пространстве музея. В настоящее время технические средства предъявления информации являются неотъемлемой частью музейной экспозиции, поскольку они не только повышают эмоциональный уровень ее восприятия, но и способствуют расширению и углублению ее содержания. Поэтому здесь нельзя обойтись без сценографического подхода, сценарно-режиссерской разработки темы и идеи экспозиции. Нельзя сравнивать технические средства выразительности и инженерные коммуникации музея: освещение, отопление и вентиляцию. Здесь речь идет об аппаратуре, при помощи которой раскрывается некое содержание. Возможно, в данном случае более приемлем термин «аудиовизуальный дизайн», определяющий специфический способ организации звуковой и зрительной информации, а также художественных образов с помощью различных технических средств в конкретной среде, обладающей индивидуальными пространственно |
1 3 1 Если демонстрация музейных предметов является средством выражения определенных идей, то предмет выступает элементом формы и органичной частью единого целого в качестве существенного компонента, художественного образа. Музейный предмет в известной степени сам является материальным воплощением истории или ее овеществленным образом и, вместе с тем, основным средством художественного выражения, обеспечивающим историческую достоверность и убедительность художественных образов. Музейные предметы становятся одним из критериев историзма образа, в свою очередь, выражающего реальное содержание музейных предметов в применении к конкретному сюжету театрализованного действия. При таком принципе отношения к музейному предмету он выступает в органичном синтезе с художественно-выразительными средствами театрализации и деятельности по популяризации документального материала. Под документальным материалом в данном случав следует понимать события, явления, процессы, показу и раскрытию смысла которых призваны служить музейные предметы. Безусловно, в силу специфики, музей консервативен по своей природе, поскольку он изначально является охранителем ценностей. Выставка самое мобильное средство музейной деятельности позволяет и предполагает неградиционные методы художественно-образного решения, в том числе аудиовизуальные программы. В таких программах, как правило, в разных пропорциях и комбинациях наличествует условность, то есть один из важнейших элементов театрализации. При этом в качестве «действующего лица» экспозиционного спектакля могут выступать как музейный предмет, так и человек, актер. В первом случае своеобразный спектакль может быть создан художественнотехническими средствами выразительности, помогающими современному 132 человеку, в обыденной жизни которого аудиовизуальные средства активно включены и привычны, адаптироваться в историко-культурном пространстве музея. По существу, технические средства предъявления информации должны являться сегодня неотъемлемой органической частью музейной экспозиции, поскольку они могут не только повысить эмоциональный уровень ее восприятия, но и способствовать расширению и углублению ее содержания. В силу этого здесь нельзя обойтись без сценографического подхода, без сценарно-режиссерской разработки темы и идеи экспозиции. Сценографический подход не позволяет рассматривать технические средства выразительности подобно средствам освещения, отопления, вентиляции. Речь идет об аппаратуре, при помощи которой должно быть раскрыто некое содержание. Возможно, более приемлемым в данном случае является термин аудиовизуальный дизайн. Этот термин определяет собой специфический способ организации звукозрительной информации и художественных образов с помощью различных технических средств в конкретной среде, обладающей индивидуальными пространственно-временными параметрами. В условиях музейной экспозиции аудиовизуальный дизайн функционирует на стыке науки, техники и искусства. Число сочетаний технических средств, художественных приемов, способов контакта со зрителем и жанровых вариантов практически безгранично. Это может быть только звучащая фонограмма и настольная лампа. Или это может быть автоматическая диапроекция на один экран или группу экранов. Наконец, это может быть художественно-технический комплекс различных средств, способный оказать сильнейшее эмоциональное воздействие. Но в этой способности аудиовизуальных средств выразительности и заключается одна из проблем их использования в практике музеев. Непосредственной задачей сценарно-режиссерского подхода в образном решении музейных материалов является организация внимания, воспри |