ской жизни детство, зрелость, старость, и это поэтизирует прозаический документальный материал. Педагогика и психология констатируют, что человек лучше всего усваивает новую информацию в процессе активной деятельности. Известно, что люди запоминают только 10% из того, что они видят, и 90% из того, что они делают206. Поэтому в случае, когда посетитель пассивно участвует в музейном мероприятии, больше, чем на 50% усвоения новой информации рассчитывать не приходится. Но не следует огорчаться по этому поводу. Создание условий для сопереживания, а не простого запоминания данных, превращает посетителя из объекта воздействия музейной коммуникации в активного ее участника. Один из методов вовлечения посетителей музея в активную деятельность игра. Это может быть игра-путешествие, игра-исследование, ролевая игра. В большинстве случаев сказочный или исторический персонаж только одним своим присутствием способствует более легкому и быстрому включению в действо игру. Это очень важный момент, особенно когда речь идет о взрослых, нетрадиционные формы работы с которыми некоторые российские музеи применяют на отдельных выставках, устраивая своеобразные хепенинги с участием различных, чаще всего шутливых или фантастических персонажей. Примером этому могут служить выставки современного искусства в Центральном выставочном зале Санкт-Петербурга «Манеж». В разных точках этих экспозиций выступают танцоры, музыканты, демонстрируются видеозаписи. Посетитель неожиданно для себя сталкивается с разнообразными и причудливыми персонажами, при этом каждый может выбирать форму общения с ними: либо непосредственно контактировать, либо только наблюдать за их импровизациями. Естественно, само по себе наличие в экспозиционном пространстве того или иного персонажа не способно обеспечить трансформацию предметов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы. Тем не менее, только в случае действия живого человека, актера, непосредственно в момент его творчества зритель становится активным участником творческого процесса и воспринимает сам процесс, а не его конечный результат, как обычно бывает при традиционном просмотре выставки. Но любое, пусть даже удачно най2 0 4 Касаткин В.Ф. Факторы развития и общественное значение туризма. М., 1983. С.65. |
135 образность, активность музейной информации обретает более короткий путь актуализации в процессе восприятия. Типичным приемом образного решения конкретных фактов и явлений жизни с использованием языка театрализации является персонификация. Так, в качестве «оживающих» действующих лиц в «Волшебном Фонаре» выступает старое, много повидавшее на своем веку Кресло, кокетливый, капризный Веер. Вступая в диалог между собой и со зрителем, обретя человеческие черты, «ожившие» предметы проявляют в словах и движениях свой характер и, рассказывая о себе, рассказывают историю и характер взаимоотношений с другими предметами н явлениями. Все эти характеры увидены и показаны вполне реалистически в меру их принадлежности к какой-либо среде, в меру их роли и значения в природе и обществе. А то, что в истории предмета домашней утвари проводится схема человеческой жизни детство, зрелость, старость поэтизирует прозаический материал. Педагогика и психология констатируют, что человек лучше всего усваивает новую информацию в процессе активной деятельности. Известно, что люди запоминают 10% из того, что они видят, и 90% из того, что они делают *. Значит, пока музейный посетитель пассивно пребывает на музейном мероприятии, больше, чем на 50% усвоения той информации, которую он получает, нельзя рассчитывать. Хотя и эту иифру не стоит расценивать как слишком удручающую, стремление к созданию условий для сопереживания, а не простого запоминания информации предполагает превращение посетителя из объекта воздействия в активного участника музейной коммуникации. В ряду методов вовлечения посетителей в активную деятельность особое место занимает игра. Это может быть игра-путешествие, играисследование, ролевая игра. В большинстве таких форм работы музеев с посетителями сказочный или исторический персонаж уже одним своим при' Касаткин В. Ф. Факторы развития и общественное значение туризма. М ., 19S3 С. 65. 136 сутствием способствует более легкому и быстрому включению в действо игру. Это очень важный момент, в том числе и если речь идет о взрослых людях, нетрадиционные формы и методы работы, с которыми применяются в современней практике российских музеев на отдельных выставках как своеобразные хоппенинги с участием различных, чаще фантастических или шутливых, персонажей. Примером интенсивного использования таких форм и методов являются организуемые в Центральном выставочном зале «Манеж» СанктПетербурга выставки современного искусства. Здесь одновременно в разных точках экспозиции происходят выступления танцоров, музыкантов, демонстрация видеопрограмм и т. д. Пришедший на выставку зритель неожиданно для себя постоянно сталкивается с самыми разнообразными и причудливыми персонажами. При этом каждый зритель может вступить в непосредственный контакт с ними или же остаться в качестве наблюдателя за их импровизациями. Бесспорно, само по себе наличие в экспозиционном пространстве того или иного персонажа еше не обеспечивает трансформации предметных результатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы. Тем не менее, не вызывает сомнения тот факт, что только в случае действия живого человека, актера, непосредственно в самый момент творчества зритель является активным соучастником творческого процесса, воспринимающим сам процесс, а не его конечный результат, как, скажем, при обычном просмотре выставки. Но любое даже удачно найденное решение образа-персонажа может в случае его несогласованности с темой зала, идеей музея или сверхзадачей театрализованного представления стать чисто формальным решением. Как правило, такие ошибки редки, но не исключены в практике организации музейной театрализации. |