Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 349]

В отечественной и мировой педагогике конца XX начала XXI века207 утвердилась концепция замены устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования на личностно ориентированную модель, учитывающую реально проявляемые способности, наклонности и дарования.
Это, безусловно, сблизит методики, принятые в настоящее время в дидактике и музейной педагогике.
Но при этом нельзя пренебрегать спецификой методик социализации и инкультурации.
Первая
из них реализует информационную, формирующую, развивающую, активизирующую и обогащающую модель образования, но в основе своей учитывает необходимость включения личности в определенный социум, с его ценностями, нормами, принципами, установками и стандартами, отражающими требования общества к общекультурным, профессиональным, гражданским и иным социально-значимым качествам.
Вторая
полностью ориентирована на конкретную личность с характерными для нее индивидуальными чертами и использует те способы и приемы воздействия, которые наиболее адекватны природе данного индивида.
В
соответствии с этим будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания человека.
Она должна органично соединить в себе всё конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности, обеспечить удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулировать развитие его творческих потенций, включить его в процесс усвоения и воспроизводства духовных и материальных ценностей.
Значительная роль в решении этой задачи должна принадлежать музейной педагогике.
Однако определение реальной роли музея в вовлечении личности в мир культуры, обоснование методик воздействия музея на формирующуюся личность должны стать предметом специального исследования.
Нравственно-эстетическая позиция ребенка и подростка складывается обычно в семье, и, как правило, на уровне обыденного сознания.
Ш кола, опираясь на государственный образовательный стандарт, придает ей научно обоснованный характер, формирует основы научного восприятия окружающей действительности.
Музей, равно как и другие социальные институты, позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в 207 Бим-Бад Б.М., Петровский A.B.
Образование в контексте социализации//Педагогика.
1996.
№ 1.
-С .3-8; Берулава М.Н.
Гуманизация образования: направления и проблемы//Педагогика.
1996.
№ 4.
С.23-27
и др.
[стр. 44]

44 В 80-е – 90-е годы в отечественной педагогике и психологии активно проявила себя идея личностно ориентированного воспитания и обучения29 , сторонники которой исходят из необходимости преобразовать традиционную знаниевую ориентацию учебновоспитательного процесса на личностно ориентированное образование.
Вряд ли целесообразно, отстаивая методику личностно ориентированного педагогического воздействия, противопоставлять ее сложившейся системе формирования у обучающихся знаний, умений и навыков.
Более правомерно обратиться к опыту В.А.Сухомлинского и его единомышленников, которые достаточно успешно сочетали эти стороны единого педагогического процесса.
Однако для прикладной культурологии принципиально важно увидеть и реализовать конструктивное ядро этой парадигмы, предполагающей в воспитании и образовании средство становления человека, обретения им своего образа, своей неповторимой индивидуальности и духовности.
Как справедливо подчеркивает Е.В.Бондаревская, цель личностно ориентированного образования – не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить в человеке человека, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания; утвердить в нем человекообразуюшие, социализирующие и культуросозидаюшие качества.
Решать эти задачи возможно в условиях перехода от монолога к диалогу, от социального контроля к педагогически стимулируемому саморазвитию, от управления к самоуправлению, от педагогического диктата к освобождению обучающегося для творчества.
Сформулированные Е.В.Бондаревской педагогические принципы, по сути, обосновывают сущность педагогической культурологии, реализуют диалоговую концепцию культуры, поднимают педагогическое воздействие от уровня объяснения до взаимопонимания.
И это свидетельствует о широких возможностях использования принципов личностно ориентированного воспитания и образования в прикладной культурологии.
В отечественной и мировой педагогике
девяностых годов XX века30 все более утверждает себя концепция смены устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования на личностно ориентированную модель, которая строится на учете реально проявляемых способностей, наклонностей и дарований.
Это, несомненно, сблизит методики, принятые ныне в дидактике и социальной педагогике.
Но это не может и не должно привести к пренебрежению спецификой методики социализации и инкультурации.
Первая
реализует информационную, формирующую, развивающую, активизирующую, обогащающую модели образования, но в основе своей исходит из необходимости включить формирующуюся личность в определенный социум с его ценностями, нормами, принципами, установками, со стандартами, отражающими требования общества к общекультурным, профессиональным, гражданским и иным социально-значимым качествам.
Вторая
– целиком отталкивается от конкретной личности с характерными ей индивидуальными чертами, используя те приемы и способы, которые наиболее адекватны природе данного индивида.
В
свете этого будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания человека XX века, которая органично соединит все конструктивное и перспективное, что сегодня наработано и в системе образования и в комплексе деятельности, обеспечивающей удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулирование развития его творческих потенций, включения его в разнообразные формы культурного творчества.
Постижение культуры, вовлечение индивида в социально-культурное творчество строится на ключевом принципе целостности.
Культуру нельзя усваивать по частям.
Культурная деятельность базируется на синтезе знания и веры, на единстве 29 См.
Амонашвили Ш.А.
Личностно гуманная основа педагогического процесса.
Тбилиси, 1990.
226 с.; Бондаревская Е.В.
Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования//Педагогика.
1997.
№4.
С.11-17; Педагогика наших дней.
Сборник научных трудов.
Краснодар, 1998, 410 с.
30 Бим-Бад Б.М., Петровский А.В.
Образование в контексте социализации//Педагогика.
1996.
№ 1.
С.3-8; Берулава М.Н.
Гуманизация образования: направления и проблемы//Педагогика.
1996.
№ 4.
С.23-27.

[Back]