охранительного воспитания, которые наиболее адекватны сущности и направленности их экспозиций. Со времен Я.А. Коменского российская школа стремилась к наглядности обучения, его непосредственной связи с практической деятельностью человека. Принятый в России в 1786 году «Устав народных училищ» указывает на необходимость дополнять классные занятия «прогулками на природу, на мануфактуру, в мастерские ремесленников». «Ш кольный устав» 1804 года рекомендовал проводить экскурсии, которые бы способствовали закреплению полученных на уроках знаний. В соответствии с педагогическими принципами К.Д. Ушинского во второй половине XIX века в учебные программы школ, гимназий, коммерческих училищ были включены историко-культурные, естественнонаучные и литературные экскурсии, тематические посещения музеев, организация практических занятий в музейных экспозициях, которые способствовали усвоению курсов истории, литературы и ряда других предметов. Совместная культурно-образовательная деятельность музея и школы к концу XX века стала нормой повседневных взаимоотношений этих институтов социально-культурной сферы. Однако при всех положительных результатах этого содружества музею зачастую отводилась подчиненная роль иллюстратора школьных учебных курсов. Для того чтобы преодолеть подобную деформацию в совместной культурно-образовательной деятельности школы и музея, нами на базе Государственного музея-заповедника «Царское Село», Государственного музеяпамятника «Исаакиевский собор», Российского колледжа традиционной культуры и ряда школ Санкт-Петербурга было осуществлено исследование, направленное на выявление образовательного и воспитательного потенциала этих социальных институтов в условиях их взаимодействия. В исследовании принимали участие также кафедра социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, члены-корреспонденты Российской Академии образования, профессора Н.В. Бордовская и И.М. Титова, директор Российского этнографического музея В.М. Грусман, начальник Центрального военно-морского музея Е.Н. Корчагин, ряд других специалистов. В ходе разработки и реализации программы исследования был использован опыт Российского научнопрактического центра по проблемам музейной педагогики Государственного |
201 содержание. Пока, к сожалению, этого не происходит. К примеру, авторы очень хорошего, по сути, новаторского учебного пособия "Основы социально-культурной деятельности" Т.Г.Киселева и Ю.Д.Красильников, характеризуя основные черты этого явления, пишут, что социально-культурная деятельность осуществляется лишь в свободное время209 . Создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизводство духовных и материальных ценностей носит, естественно, всеобъемлющий характер. Этот процесс нельзя ограничить прокрустовым ложем свободного времени, но пока происходит процесс принятия данного понятия в общественном сознании, многие вкладывают в него далеко не адекватное содержание. Утверждение прикладной культурологии как одного из направлений культурологического знания происходит в условиях последовательного перехода от рефлексии к научному анализу механизмов включения человека в мир культуры, замены абстрактно-умозрительных заключений выводами эмпирических исследований, уточнения ее исходного понятийно-категориального аппарата, преодоления размытости ее границ, систематизации и структурализации ее содержания, четкого определения ее сущности, объекта, предмета, места в системе человекознания. Принципиальная особенность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики проявляется в том, что основу ее составляет система методик и технологий, которые раскрывают механизм включения человека в мир культуры на операционном уровне, и это предопределяет необходимость четкого и однозначного раскрытия исходного категориально-понятийного аппарата, позволяющего специалистам этой области культурологии говорить на одном языке, видеть в принятых ими понятиях совершенно определенный смысл. Терминологическая культура требует корректности в использовании понятийного аппарата, учитывая при этом принадлежность термина к конкретной науке. Между тем, на этапе становления нового гуманитарного знания происходит некритическое заимствование терминологии, чуждой данному направлению науки. В прикладной культурологии и социальной педагогике постоянно встречаются попытки идентифицировать понятия «свободное время», «отдых», «досуг». Даже в философском словаре эти термины формулируются как синонимы. Но, по существу, это категории разных наук. Свободное время – социально-экономическая категория, фиксирующая параметр времени, остающегося у человека после выполнения физиологических, санитарно-гигиенических, гражданских, трудовых и иных непреложных функций. Отдых – психофизиологическая категория, фиксирующая процесс снятия у человека физического, психического и интеллектуального напряжения, восстановления его сил. Органически присущее культурологу и социальному педагогу понятие «досуг» как социально-педагогическая категория, характеризующая деятельность в свободное время, обеспечивающая отдых и дальнейшее физическое или духовное развитие личности. Использование смежных наук или искусственная идентификация терминов разных областей знаний свидетельствует о том, что данное направление гуманитарной мысли еще испытывает болезни роста. И только по мере дальнейшего научного осмысления сути и специфики современных социально-культурных процессов это может быть успешно преодолено. Разработку категориально-понятийного аппарата прикладной культурологии кафедра социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств под руководством автора начала в 1987 году. За 12 лет осуществлен контент-анализ более 800 монографий, словарей и других научных изданий, в процессе которого выявлено почти 300 определений культуры и прослежена трансформация этого понятия от Платона, Марка Порция Катона и Цицерона до С.Пудендорфа, который в XYII веке дал определение культуры, приближенное к современному значению, и культурологов ХХ столетия, сформировавших взгляды и на культуру во всем ее единстве и многообразии, и на ее ведущие компоненты. 209 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995. С.10 |