координацию и интеграцию деятельности в области методологии, методики и практики инкультурации. Сложившаяся в XIX XX веках система историко-патриотических и нравственно-эстетических ценностей в несколько измененном виде сохранила свою основополагающую роль и в начале III тысячелетия. Если учесть, что на этот же период приходится становление дошедшей до наших дней системы образования, и в эту же эпоху окончательно сложилась система музейной деятельности, то становится очевидным, что и образовательные учреждения, и музеи унаследовали идентичные духовные ценности, которые способствовали их сотрудничеству в течение двух веков и стимулируют их интеграцию в начале XXI столетия. Будучи хранилищем классического наследия и одновременно непосредственно влияя на изменение парадигмы современной духовной жизни, музей вместе с другими компонентами социально-культурной инфраструктуры составляет остов, институциональную структуру, определяющую поступательную динамику и устойчивость эволюции культуры. Обладая способностью восполнять недостатки в деятельности отдельных институтов просвещения, образования и воспитания, частично принимая на себя в случае необходимости их функции, музей способен реализовать свой культуросозидающий потенциал только при условии сотрудничества со школой, системой дополнительного образования, с библиотекой, с учреждениями искусств, туризма, спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности, в меру своих возможностей формирующих духовный облик подрастающих поколений. В настоящее время образовательно-воспитательные институты и музей ищут пути, с помощью которых культура откроется учащейся молодежи во всем богатстве и многообразии ее смыслов, драматических коллизий, противоречий и достижений. Музей становится союзником других компонентов социально-культурной сферы: в осуществлении характерного для переходного типа культуры сочетания традиционных и неклассических ценностей личности и общества; в стимулировании процесса гуманитарного освоения научнотехнических достижений, определяющих суть формирующегося информационного общества и межличностных взаимоотношений; в преодолении сциентистской ориентации в образовании; |
координацию и интеграцию в области теории, методологии и практики образования. Сложившаяся в XIX XX веках система историко-патриотических и нравственно-эстетических ценностей, испытав ряд потрясений, сохранила, в целом, свою основополагающую роль и в начале III тысячелетия. Будучи хранителем живого классического наследия и одновременно непосредственно влияя на изменение парадигмы современной духовной жизни, музей вместе с другими компонентами социально-культурной инфраструктуры составляет остов, институциональную структуру, определяющую поступательную динамику и устойчивость функционирования и эволюции культуры. Обладая способностью восполнять недостатки в деятельности отдельных институтов социальнокультурной сферы, частично принимая на себя в случае необходимости их задачи, музей полнокровно реализует свои возможности лишь именно в случае нормального и согласованного исполнения всеми ими своей социальной роли. Авторы концепции убедительно показали, что школа и музей сегодня активно ищут подходы, благодаря которым культура откроется подрастающему поколению во всем богатстве ее смыслов, драматических коллизий, противоречий и достижений. Музей выступает естественным сподвижником школы на путях: характерного для переходного типа культуры сочетания традиционных и неклассических ценностей личности и общества; гуманитарного освоения научно-технических достижений, значимых для социальных и межличностных взаимоотношений; преодоления сциентистской ориентации в образовании; возвращения к культурои природосообразности педагогики. Таким образом, с одной стороны, взаимодействие музея и школы позволяет последней вернуться к исконной сущности педагогики, к тем ее |