в возвращении к культурои природосообразности педагогики. Взаимодействие музея и системы образовательно-воспитательных учреждений позволяет последним обратиться к исконной сущности классической педагогики, к традициям российской школы гуманистического воспитания. Широта, стабильность, последовательность и многоаспектность такого сотрудничества отражает общую тенденцию современной культуры комплексного культуросозидающего воздействия на формирующуюся личность. Как уже отмечалось в предыдущих разделах, интегрируя в себе многообразие духовных достижений многовековой истории человечества, музей создал уникальное художественно-временное пространство, расширив представление о мире, его природе и созданных людьми духовных и материальных ценностях. Он дает посетителям возможность осмыслить проблемы современного общества. В пространстве музея посетитель сохраняет свободу выбора в приобщении к тем или иным коренным вопросам истории и культуры, чего не могут предоставить в полной мере другие образовательные институты. Специфика опытно-экспериментальной работы в музее-заповеднике «Царское Село», музее-памятнике «Исаакиевский собор», в Центральном военно-морском музее проявилась в том, что, опираясь на опыт Русского музея, Эрмитажа, Государственного Исторического музея и иных музейных учреждений, успешно реализующих педагогические возможности активизации творческих потенций посетителей, здесь широко использовались формы изначально запрограммированной совместной деятельности со школами, профессиональными училищами, гражданскими и военными высшими учебными заведениями, домами творчества юных, клубными учреждениями, туристическими фирмами. Программы были дифференцированы и рассчитаны на определенные группы населения (от дошкольников до людей пожилого возраста), ориентированы по времени не менее чем на год и реализовались посредством дополнения системы воспитания, сложившейся в этих центрах образования, культуры и досуга, музейными акциями, направленными на формирование исторического сознания и художественного вкуса, на широкое общекультурное развитие. Диапазон этих акций простирался от традиционных методов вербального воздействия (экскурсии, лекции, беседы, встречи с интересными людьми) до театрализованных праздников и оригинальных «погружений» в мир художе |
постулатам, которые были разработаны еще в трудах Яна Амоса Коменского и его последователей. С другой стороны, намечающаяся глубина и многоаспектность такого сотрудничества отражает общую тенденцию современной культуры к интеграции различных сфер знания и деятельности. Концентрируя в себе многообразие духовных достижений человечества в их исторических, философских, эстетических и иных аспектах, музей создал уникальное художественно-временное пространство, расширив представление человека о мире. Он предлагает вариативные, высокого уровня духовности версии по поводу краеугольных вопросов человеческого бытия: каковы смыслы существования мира и индивидуальной жизни, каким быть человеку и т. д. При этом в пространстве музея за посетителем сохраняется высокая мера свободы выбора в приобщении к тем или иным ответам на эти вопросы истории и культуры, чего не могут дать другие образовательные институты. Специфика опытно-экспериментальной работы в Центральном военноморском музее проявилась в том, что, опираясь на опыт Государственного Русского музея, Государственного исторического музея, Эрмитажа и иных музейных учреждений, успешно реализовавших педагогические возможности активизации творческих потенций своих посетителей, здесь широко использовались формы изначально запрограммированной совместной деятельности со школами, профессиональными училищами, гражданскими и военными высшими учебными заведениями, домами творчества юных, клубными учреждениями, туристическими фирмами. Про1раммы были рассчитаны на определенную группу населения (от дошкольников до пенсионеров), ориентированы по времени не менее чем на год и строились посредством дополнения сложившейся в этих центрах образования, культуры и досуга системы воспитания музейными акциями, направленными на формирование исторического сознания и патриотической позиции. Диапазон этих акций простирался от традиционных методов вербального воздействия (экскурсии, лекции, беседы, встречи с интересными людьми) до театрализованных праздников и оригинальных «погружений в золотые страницы отечественной истории». Главным во всей этой деятельности выступала активизация гражданской позиции посетителя, его преобразование из объекта просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества, в активно действующего героя, который разумом и сердцем принимает эстафету гражданственности и патриотизма. Ведущим показателем эффективности историко-патриотического воспитания средствами музейной деятельности стало многократное увеличение числа посетителей музея, которые стабильно проводят в нем свое свободное время. Только за 1998-2002 годы число членов культурных объединений, поисковых групп и иных сообществ, постоянно связанных с музеем, использующих его экспозиции и участвующих в его культурнопросветительных акциях, увеличилось в 12 раз и достигло более 10 тыс. человек. К этому числу следует добавить тысячи постоянных друзей музея, которые служат на кораблях Военно-Морского Флота, учатся в учебных заведениях разных типов, работают в клубных учреждениях и создают там филиалы музея, распространяют его публикации, осуществляют иные формы пропаганды экспозиций музея, раскрывающих различные страницы воинской славы. Создание открытой музейно-педагогической системы обусловило необходимость развертывания сети филиалов музея в учебных заведениях, домах творчества юных, на кораблях, в клубных учреждениях. Это, в свою очередь, определило целесообразность перенести туда и многие формы организационно-методического обеспечения функционирования музея. Сотрудники научно-экспозиционного и экскурсионно-лекторского отделов постоянно оказывают непосредственную помощь в создании и совершенствовании экспозиций школьных музеев. Два раза в год (в начале учебного года и второй его половине) проводятся семинары педагогических |