Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 443]

центр духовной жизни, позволяющий комплексно использовать свой культуросозидающий потенциал.
Исследование обосновало культуросозидающую функцию музеев, в которых изначально заложена способность находиться вне политических, идеологических, национальных и конфессиональных ограничений в отборе, хранении, реставрации и экспонировании ценностей культуры, быть эффективным средством нравственно-эстетического воспитания, национальной и социальной консолидации, других аспектов духовной жизни общества.
Важнейший итог исследования обоснование организационнопедагогической модели функционирования современного музея как института социально-культурной деятельности, включенного в систему духовной жизни общества и реализующего свои преимущества как источника первичной, наглядной и достоверной информации.
В результате проделанной работы была обоснована социальнопедагогическая концепция историко-патриотического и нравственноэстетического воспитания разных групп населения средствами музейной деятельности, основанной на механизме субъект-субъектных отношений экскурсовода и посетителя, на эффекте сопричастности последнего к непреходящим ценностям мировой и отечественной культуры.
Концепция построена на последовательном осуществлении методики воспитательного воздействия, дополняющего реализацию традиционных экскурсий вовлечением посетителей в различные формы социальнокультурного творчества, способствующего преобразованию историкокультурных знаний в нравственные убеждения, в принципы высокой гражданственности.
Исследование доказало, что, включившись в единую общественно-государственную систему историко-патриотического воспитания разных групп населения, музей обогащает ее уникальными возможностями приобщения людей к истокам национально-культурных традиций.
М ноголетний опыт показал, что деятельность музея эффективна лишь в том случае, если он становится открытой педагогической системой, включенной в широкую инфраструктуру социально-культурной сферы.
Многолетнее и многоаспектное теоретико-эмпирическое исследование роли и места современного музея в духовной жизни общества убедительно показало, что этот институт социальной памяти способен, с учетом объективных возможностей информационного общества, развивать традиционные
[стр. 168]

168 обуславливают лишь необходимость коррекции линии поведения и речи по отношению к практическому ходу деятельности, перехода из плана обыденных связей в план мысли.
Какова мера этой коррекции – вопрос индивидуальности ведущего, опыта его работы, пола, возраста, чувства меры и степени оценки им роли идеи, отраженной в конкретном экспонате.
Ориентируя свою деятельность в ситуации познания в музее, экскурсовод не может быть ни ученым-искусствоведом, замкнутым в своей области знания, ни тем более учителем.
Хотя в той или иной мере он действительно объединяет их в своем лице.
Ведущую функцию экскурсовода мы видели не в перемещении объема знаний в головы посетителей, а, прежде всего, в возбуждении их сознания, памяти, представлений, ассоциаций и жизненного опыта.
Информационно-целевой текст, реализованный в деятельности экскурсовода в коммуникативной фазе, выступал для нас как метод активизации восприятия.
Разносторонний анализ социально-культурной деятельности экскурсовода как ведущего посредника между музеем и посетителем заставил нас в процессе опытноэкспериментальной работы скорректировать ряд исходных позиций.
На начальном этапе исследования мы видели в нем автора экскурсии, создающего на докуммуникативной фазе партитуру раскрытия экспозиции и исполняющего в условиях коммуникации с посетителями функции театра одного актера.
Однако, по мере изучения восприятия слушателями информации экскурсовода мы убедились, что эффективность экскурсии находится в прямой зависимости от степени активности посетителей, от уровня их задействованности в диалоге с экскурсоводом.
Наиболее успешными, вызывающими самые положительные отзывы участников, были те экскурсии, на которых слушатели из объекта информационного воздействия преобразовывались в субъект социальнокультурного творчества, а экскурсовод принимал на себя функции не только информатора, но и комментатора-дирижера, направляющего обсуждение в педагогически целесообразное русло.
При этом методическое мастерство экскурсовода проявлялось в умении достичь оптимального соотношения информации, комментария и включения участников экскурсии в обсуждение поднятых в ней проблем.
Комплексное исследование музея как института социально-культурной деятельности подтвердило исходную рабочую гипотезу, основанную на том, что сегодня он не может более ограничиваться отбором, сохранением, классификацией, реставрацией и экспозицией историко-культурных раритетов.
Эффективность музея, вступающего в информационное общество XXI века, находится в прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы поисково-охранительной и научно-экспозиционной деятельности, дополняет и обогащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активные формы социально-культурного творчества.
Эксперимент убедительно показал, что магистральный путь развития музея-заповедника «Царское Село», равно как и любого иного музейного учреждения, – в единстве поисковоохранительной, научно-экспозиционной и социально-культурной деятельности, в превращении музея не только и не столько в сокровищницу ценностей истории и культуры, сколько в центр духовной жизни, опирающийся на эти ценности и использующий их как средство историко-патриотического и нравственно эстетического воспитания, как базу стимулирования культуротворческой активности разных групп населения.
Важным направлением совершенствования деятельности музея стало приведение его информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями и техническими возможностями начала XXI века.
В первую очередь это было связано с подключением к Интернету и иным мировым информационным структурам, установлением системы обмена научно-методической информацией с ведущими музеями мира.
Логика исследования по ряду параметров заставила расширить его границы, выйти за пределы первоначальной гипотезы, проанализировать ряд общемузейных проблем.
В частности, исследование доказало необходимость использования художественных, историко-мемориальных и иных музеев как средств сохранения и передачи из поколения в

[Back]