Проверяемый текст
Корчагин, Евгений Николаевич; Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 61]

ГЛАВА 2.
МУЗЕЙ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ 2.1.
Историческая память как категория педагогики и культурологии Музеи как хранилища ценностей истории и культуры утвердились как особый тип научно-просветительных учреждений.
Здесь отбираются, атрибутируются, сохраняются для будущих поколений наиболее типичные образцы прошлого и настоящего; используются выразительные средства искусства и информационные процессы для осмысления предметов музейных экспозиций, помогающие человеку приобщиться к своим корням, утвердиться как гражданину и патриоту.
Создание информационного общества XXI века предопределило новые потребности, которые существенно расширили и усложнили социальные функции музеев.
Включившись в единое информационное пространство, музеи приняли на себя функцию сохранения мирового наследия, и в этой деятельности координируют свои усилия по достижению гармонии человека с его историческим прошлым и современным окружением.
Пропагандируя исторически сложившиеся ценности культуры, музеи должны помочь человеку эффективно ориентироваться в колоссальном информационном пространстве, способствовать
восприятию в нем наиболее важного и конструктивного.
В социальных условиях ускорения темпов исторического развития, динамичных перемен в экономической, политической и духовной жизни возникает естественное стремление закрепить наиболее ценные результаты развития цивилизации.
Именно поэтому неуклонно возрастает значение категории «историческая память»,
возникает необходимость разносторонне осмыслить ее сущность и природу, выявить условия ее сохранения, определить пути и средства ее формирования у подрастающего поколения.
История русской культуры, как и всякая историческая наука, ретроспективна,
обращена из настоящего в прошлое.
В то же время она неотделима от современности.
Непосредственно или косвенно культурные феномены прошлого
культура Киевской Руси, средневековых Пскова и Новгорода, петровского Петербурга, екатерининского просвещения, пушкинского «золотого
[стр. 16]

социальные функции.
Включившись в единое мировое информационное пространство, музеи приняли на себя функцию сохранения мирового наследия и в этой деятельности призваны координировать свои усилия по достижению гармонии человека с его историей и современным окружением.
Пропагандируя исторически сложившиеся ценности культуры, музеи должны помочь человеку эффективно ориентироваться в колоссальном информационном пространстве, способствовать
тому, чтобы люди воспринимали в нем наиболее важное и конструктивное.
В социальных условиях ускорения темпов исторического развития, динамичных перемен в экономической, политической и духовной жизни возникает естественное стремление закрепить наиболее ценные результаты развития цивилизации.
Именно поэтому неуклонно возрастает значение категории «историческая память»,
требующей теоретического анализа как условия практической реализации ее действия.
Формирование исторической памяти, равно как и вся система историко-патриотического воспитания, в первую очередь, осуществляется школой, которая последовательно, в течение многих лет вводит обучающихся в широкий круг ценностей, позволяющих познать и осмыслить историю своего края, страны, человечества, приобщиться к национальнокультурным святыням, идентифицировать себя со своим народом и его традициями, проявить свои патриотические чувства.
Все это не лишает армию, средства массовой информации, семью и иные социальные институты возможности вносить свою лепту в формирование гражданина и патриота.
Однако жизнь убедительно показывает, что ведущим компонентом в этом процессе является школа.
Тем не менее, нельзя не видеть, что в системе историко-патриотического воспитания есть звено, которое по ряду параметров превосходит даже школу.
Это музей, который способен расширить палитру применяемых учебными заведениями методов идейноэмоционального воздействия, «оживить» время, приблизить историческое

[стр.,34]

музей как один из ведущих интегральных центров исторической памяти и нравственно-патриотического воспитания.
Как хранилища ценностей истории и культуры
музеи утвердили себя особым типом научнопросветительных учреждений, которые отражают естественную потребность людей отобрать, атрибутировать, сохранить и донести до грядущих поколений наиболее типичные образцы своего прошлого и настоящего; использовать возможности выразительных средств искусства и информационных процессов для того, чтобы предметы музейных экспозиций были осмыслены, освоены, активно работали и помогали человеку приобщиться к своим корням, подняться до высот своих предков, утвердиться гражданином и патриотом.
Процесс строительства информационного общества XXI века предопределил рост знаний, вызвал новые потребности, которые существенно изменили мир и его музеи, расширили и усложнили их социальные функции.
Включившись в единое мировое информационное пространство, музеи приняли на себя функцию сохранения мирового наследия и в этой деятельности призваны координировать свои усилия по достижению гармонии человека с его историей и современным окружением.
Пропагандируя исторически сложившиеся ценности культуры, музеи должны помочь человеку эффективно ориентироваться в колоссальном информационном пространстве, способствовать
тому, чтобы люди воспринимали в нем наиболее важное и конструктивное.
В социальных условиях ускорения темпов исторического развития, динамичных перемен в экономической, политической и духовной жизни возникает естественное стремление закрепить наиболее ценные результаты развития цивилизации.
Именно поэтому неуклонно возрастает значение категории «историческая память»,
требующая теоретического анализа как условия практической реализации ее действия.
История русской культуры, как и всякая историческая наука, ретроспективна,
из настоящего она обращена в прошлое.
В то же время она

[стр.,35]

неотделима от современности.
Непосредственно или косвенно культурные феномены прошлого —
средневекового Новгорода, петровского Петербурга, пушкинского «золотого века», эпохи Александра II, достижений в науке, образовании и искусства советского периода — входят органической частью в конгломерат современной культурной жизни России, составляют содержание историко-просветительной деятельности музеев.
Граница, отделяющая историю от современности в сфере культуры, чрезвычайно условна, по существу она формальна.
Время и в культуре необратимо, но переход от настоящего в прошлое, в историю не ведет к ее обесцениванию, наоборот, происходит непрерывное нарастание культурного слоя, обогащающего национально-культурное достояние Отечества.
Как подчеркивают С.Т.
Махлина и А.И.
Новиков1: «древнерусская иконопись, деревянные и каменные церкви и монастыри российского Севера и Подмосковья, интерьеры дворцов в пригородах Петербурга, живопись Рокотова и Левицкого, Венецианова и Брюллова, десятков других художников — это не мертвые памятники, не архаичные объекты музейного хранения, это составная часть единой русской культуры.
Вне этих ее элементов русская культура невероятно обедняется, от ее богатств остается лишь тонкий современный слой».
Историческая память — один из элементов духовной жизни общества, которая выступает как способ жизнедеятельности людей наряду с их материальной жизнью.
При этом, как свидетельствует отечественная философия и культурология2, духовная жизнь пронизывает все без 1 Махлина С.Т., Новиков А.И.
Русская философия и художественная культура России.
— СПб, 1999 — С.
13.
См.: Уледов А.
К.
Духовная жизнь общества.
Проблемы методологии исследования.
— М., 1980; Артановский С.Н.
Некоторые проблемы теории культуры.
— Л., 1977; Боголюбова Е.В.
Культура и общество; Гуманитарий: Вестник Академии Гуманитарных наук.
— № 1.
— СПб., 1995; Соколов Э.
В.

[Back]