разную степень интенсивности и широты воспринимаемой информации, носит непрерывный характер и составляет неотъемлемое качество духовной культуры. Непрерывность функционирования памяти, разновидностью которой является историческая память, глубоко раскрыта в монографии болгарских ученых И. Николова и Г. Нешева . Память, это своеобразное чудо природы, они назвали загадкой тысячелетий. Действительно, вне памяти человек не был бы человеком в полном смысле этого слова, так как утрачивал бы то, что было с ним, с его существованием и с внешним миром, который он воспринимал26. Человек оказался бы вне потока времени, и все его прошлое стало бы потерянным для будущего. Память это необходимое условие функционирования культуры, поскольку вне памяти человек в процессе своей жизни не смог бы опираться на опыт предшественников, на их знания, умения, трудовые и социальные навыки. Вне памяти не может существовать полноценная психическая жизнь личности, ее непрерывное обучение и совершенствование. Ж изненный, экзистенциальный смысл исторической памяти образно раскрыт в романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Кочевники, захватывая пленных, не только обращали их в рабство, но и лишали памяти. Рабам надевали обруч, стягивающий голову, в результате чего они полностью забывали свое имя, родные места, мать и отца, т.е. фактически переставали быть людьми. «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека? О Господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало на земле и без этого», спрашивает несчастная мать, нашедшая своего сынаманкурта, т.е. лишенного памяти27. Здесь в художественной форме выражена глубочайшая проблема, имеющая не только личностный, но и общественноисторический смысл. 2 5См. Николов И., Нешсв Г. Загадка тысячелетий. М., 1988. 188 с. 26 См. Усенко С.Б. Культура и память. В сб.: Российская культура глазами молодых ученых. СПб., 1994. С.28. 27 См. Айтматов Ч. И дольше века длится день. М., 1981. С.304. |
понимание духовной составляющей недостаточно ограничиваться объектом* необходим учет и субъекта, воспринимающего исторический процесс. Историческая память — производное субъективного фактора, в ней сконцентрировано восприятие процесса истории. Восприятие как общественное, коллективное (народ, класс, конфессия, этнос, возрастная группа), так и индивидуальное. Эта память в значительной мере составляет стержень менталитета нации. «Ментальность, — пишет А.Я. Гуревич1 — термин, которым «новая историческая наука», наиболее влиятельное направление современной зарубежной историографии, обозначает главный предмет своего анализа: социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или другой социально-культурной общности». Историческая память относится к тем социально-культурным представлениям людей, которые закладываются и поддерживаются в процессе социализации индивида языком, материальной и духовной культурой, искусством, религией. Этот процесс осуществляется специфически на разных стадиях развития индивида, начиная с детства. Эта непрерывность процесса функционирования памяти, разновидностью которой является память историческая, разносторонне раскрыта в монографии болгарских ученых И. Николова и Г. Нешева . Такое своеобразное чудо природы, как память, они называли загадкой тысячелетий. Действительно, вне памяти человек не был бы человеком в полном смысле этого слова, что он утрачивал бы то, что было с ним, с его существованием и с внешним миром, который он воспринимал3. Человек оказывался бы 1 Гуревич А.Я. Проблема ментальности в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. — М., 1989. — С. 75. 2См. Николов И., Нешев Г. Загадка тысячелетий. — М., 1988. 3 См. Усенко С. Культура и память // Российская культура глазами молодых ученых. — СПб., 1994. — С. 28. выключенным из потока времени, все его прошлое было бы мертво для будущего. Память — необходимое условия функционирования культуры, так как вне памяти человек не смог бы опираться в процессе своего жизненного пути на опыт предшественников, их знания, умения, трудовые и социальные навыки. Вне памяти не может существовать полноценная психическая жизнь личности, ее непрерывное обучение и совершенствование. Жизненный, экзистенциальный смысл исторической памяти образно раскрыт в известном романе Чингиза Айтматова. Там рассказано об изуверской процедуре, которую совершало одно из кочевых племен, захватывая пленных. Их не только обращали в рабство, но подвергали «надеванию шири» — обруча, стягивавшего голову, в результате чего человек лишался памяти, полностью забывая свое имя, родные места, отца и мать. Но без памяти он фактически переставал быть человеком. «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять жизнь, — но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека? О господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без этого», — спрашивает несчастная мать, когда она нашла своего сына — манкурта, то есть лишенного памяти1. Здесь в художественной форме выражена глубочайшая проблема, имеющая не только личный, но и общественноисторический смысл. Проблема соотношения памяти и истории привлекает растущее внимание как отечественных, так и зарубежных философов и культурологов2. В их работах содержится анализ категории «историческая 1См. Айтматов Ч. И дольше века длится день. — М., 1981. — С. 304. 2 См. Афанасьев Ю. Память истории // 50/50. Опыт словаря нового мышления. — М., 1989; Автономова Н.С., Караулов Ю.Н., Муравьев Ю.А. Культура, история, память // Вопросы философии. 1988. № 3; Трубников H.H. Время человеческого бытия. — М., 1987; Ребане Я.К. Информация и |