Проверяемый текст
Корчагин, Евгений Николаевич; Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 70]

ственко, что это глубокое чувство было и остается одним из самых действенных факторов влияния на массы, внутренним побудительным стимулом их общественного поведения и деятельности.
Основа патриотизма —любовь к Отечеству, под которым понимается определенный синтез природных, этнических и социальных элементов.
В
эту структуру входят как система общественных отношений, так и природная основа общества, сконцентрированная на определенной территории.
В этой сложной и многогранной структуре
имеются элементы с отчетливо выраженной социальной характеристикой (общественный и государственный строй), но, кроме того, есть также элементы несоциального характера (особенности природных ландшафтов, язык народа, психический склад, сфокусированный в его менталитете).
Наличие таких социально нейтральных элементов делает их объектом патриотического чувства представителей
различных классов.
Поэтому при всей избирательности исторической памяти, ее социальной детерминации,
у каждого народа она имеет общую для всех его представителей объективную основу.
Связь времен это объективная реальность.
Ни один человек не может быть оторван ни от
своих современников, ни от прежних поколений, ни от будущего.
Передача накопленного опыта прежде всего человеческая особенность.
Опыт передается через язык, письменность, орудия труда и т.д.
Иначе говоря, созданная людьми культура служит связью времен, основой основ истории.
Каждое поколение
людей не начинает свое существование с нулевой отметки.
Человек, родившийся сегодня или сто лет тому назад, не
изобретает сам способ получения огня или колесо, не открывает вновь законы Ньютона и Менделеева.
Они уже открыты и передаются новым поколениям
людей, чтобы те могли двигаться дальше.
Такая передача совершается в определенном, конкретном пространстве.
Необходимость пространственного анализа явлений культуры вызывает
потребность исследования остававшихся долгое время в тени проблем.
Одна из них связь пространства, в котором развивается культура народа, в том числе и его историческая память, с особенностями психологии, склада характера,
образа мыслей и чувств данного этноса.
Среди представителей русской философской и исторической мысли эти соотношения были отмечены В.
Ключевским, Н.
Бердяевым, евразийцами.
Так, Н.
Бердяев отмечал, что в психологию русского народа вошли и
огром
[стр. 44]

Объектами исторической памяти могут выступать явления и процессы в широком диапазоне — от крупных исторических событий в масштабах человеческого сообщества, страны, региона до явлений материальной и духовной культуры, вызывающие определенные ассоциации.
Историческая память тесно связана с патриотическим сознанием, во многом служит его содержательным основанием, обеспечивает преемственность поколений.
Корни патриотизма, как основы, и в известной мере результаты исторической памяти уходят в глубину тысячелетий.
Патриотизм — одно из наиболее глубоких, закрепленных веками чувств.
Поэтому вполне естественно, что это глубокое чувство было и остается одним из самых действенных факторов влияния на массы, их внутренним побудительным стимулом к деятельности.
В основе патриотизма — любовь к Отечеству.
Под Отечеством понимается определенный синтез природных, этнических и социальных элементов, в их единстве и многообразии.
В эту структуру входит как система общественных отношений, так и природная основа общества на определенной территории, где и осуществляется процесс жизнедеятельности населения.
В этой сложной и многогранной структуре
есть элементы с отчетливо выраженной социальной характеристикой (общественный и государственный строй), но есть элементы, не носящие социального характера (особенности природных ландшафтов, язык народа, его психический склад — менталитет).
Наличие таких социально нейтральных элементов делает их объектом патриотического чувства представителей
разных классов.
Поэтому при всей избирательности исторической памяти, ее социальной детерминации,
она у каждого народа имеет общую для всех его представителей объективную основу.
От связи времен никуда не уйти.
Ни один человек не может быть оторван ни от
современников, ни от прежде живших поколений, ни от будущего.
Эта особенность отражает специфику природы человека.
Как бы ни были умны дельфины, собаки, обезьяны — они не способны передавать

[стр.,45]

накопленный поколениями опыт.
Ведь опыт прошлого передается через язык и письменность, через орудия труда.
Иначе говоря, созданная людьми культура и служит связью времен, основой основ истории.
Каждое поколение
не начинает жить сначала.
Человек, родившийся сегодня или сто лет тому назад, не
открывает огня, не изобретает колеса, его не озаряют законы Ньютона и Менделеева.
Они уже открыты и передаются новым поколениям,
чтобы те могли двигаться дальше.
Такая передача совершается в определенном, конкретном пространстве.
Необходимость пространственного анализа явлений культуры вызывает
к жизни потребность исследования проблем, остававшихся долгое время в тени.
Одна из них — связь пространства, в котором развивается культура народа, в том числе и его историческая память, с особенностями психологии, склада характера
и образа мысли и чувства данного народа.
В русской философской и исторической мысли эти соотношения были отмечены В.
Ключевским, Н.
Бердяевым, евразийцами.
Так, Н.
Бердяев отмечал, что в психологию русского народа вошли и
безграничность русского государства, и безграничность русских полей1.
При этом, по Бердяеву, эти необъятные пространства — не внешний, материальный, а внутренний, духовный фактор жизни народа, они «внутри его души».
Отсюда философ делает выводы о «широте славянской души», о ее сильных и слабых сторонах, образовавшихся в культуре.
С одной стороны, размах, смелость, органическая связь с родной землей-заступницей, отсутствие узости и расчетливости западноевропейского человека, «мещанских плодов европейской культуры», так отталкивавших А.
Герцена и К.
Леонтьева.
У немца, замечает Н.
Бердяев, «шири нет ни вокруг него, ни в нем самом».
В то же время ширь российских пространств «не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры», отсюда — извечная беспечность, черты смирения, инертности, преобладание экстенсивного над интенсивным во всех сферах 1См.
Бердяев H.H.
Самопознание Л.: Лениздат, 1991.
— 398 с.

[Back]