Проверяемый текст
Грусман, Владимир Моисеевич; Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев (Диссертация 2001)
[стр. 85]

Б.М.
Хитрово, В.В.
Голицына, A.C.
Матвеева и других московских бояр.
При этом следует отметить, что для многих бояр, собравших огромные ценности, на первом месте было не собственно коллекционирование, а хранение драгоценностей, дорогих изделий художественных ремесел, родовых реликвий.
Это же свойство отличало и русских царей, среди которых выделялись коллекции Ивана Грозного и Алексея Михайловича.
Для России, равно как и для других государств, функционирование музеев было почти невозможным без широкой общественной поддержки.
Частное собирательство было одной из первых фаз музейного строительства.

На всех этапах развития музейного дела
четко прослеживается его социальная, культуросозидающая функция.
В определенной степени она уже была присуща музейонам, посвященным древнегреческим божествам.
Принципиальная особенность музейонов экспонирование историкомемориальных ценностей и создание условий для их широкого обзора.
В этом проявилась одна из конструктивных
особенностей музея, способствовавших превращению национального достояния в средство историкопатриотического и нравственно-эстетического воспитания людей.
Уже в Древней Греции музейоны становились центрами духовной жизни, где люди обсуждали художественные произведения, беседовали о прекрасном.
В системе «музей общество» музейоны приняли на себя функцию формирования устойчивого интереса к
творчеству и искусству.
Идея общественного значения музея как института социально-культурной деятельности
четко прослеживается с XVIII века, когда в первом государственном и публичном музее Великобритании Британском музее были разработаны и осуществлены планы последовательной пропаганды национального культурного наследия, методические рекомендации для нравственно-эстетического просвещения населения.
Эти же идеи провозгласила Великая Французская революция, превратив королевские собрания в национальную собственность и сделав их общедоступными.
Подобно тому, как это происходило в странах Западной Европы, в России формировались различные музейные собрания: картинные галереи (пинакотеки), собрания оружия (цейхгаузы или арсеналы), хранилища национальных реликвий (сокровищницы или реликварии), коллекции медалей и монет (мюнц-кабинеты).
Появились такие частные коллекции, как, например, «кабинет куриозных вещей» Я.В.
Брюса, музей князя Д.М.
Голицына в его
[стр. 35]

35 инициативе и абсолютно бескорыстно делали их национально-культурным достоянием.
Дня России, равно как иных держав, функционирование музеев было почти невозможно без широкой поддержки общества и без его активного участия.
Частное собирательство было одной из первых фаз музейного строительства
во всем мире.
На всех этапах развития музейного дела
достаточно четко прослеживается его культуросозидающая функция, что в определенной степени было присуще еще музейокам, посвященным древнегреческим музам и божествам.
Принципиальной особенностью музейонов было экспонирование историко-мемориальных ценностей и создание условий для их широкого обзора.
В этом проявилась одна из конструктивных
функций музея, способствовавших превращению национального достояния в средство историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания людей.
Во многом музейоны превращались в центры духовной жизни, где люди могли собираться для обсуждения произведений искусства и вести беседы об искусстве.
В системе «музей общество» музейоны приняли на себя функцию формирования устойчивого интереса к
искусству.
Идея общественного значения музея как института социально-культурной деятельности
достаточно четко прослеживается с XVIII века, когда в британском музее, первом государственном и публичном музее Великобритании, были разработаны и осуществлены планы последовательной пропаганды национального наследия страны, разработаны методические рекомендации в помощь организации нравственно-эстетического просвещения населения.
Аналогичная идея провозглашается французской буржуазной революцией, превратившей королевские собрания в национальную собственность, сделав их широкодоступными.
Первым музеем, где четко прослеживается просветительная функция в России, была Кунсткамера, в которой Петр ] в первую очередь видел

[стр.,36]

С л е д у ю щ а я с т р а н и ц а средство естественно-научного просвещения.
Сбором коллекций в России занимались частные лица еще в XVI-XVII вв.
Получили известность отдельные частные собрания боярина Л.
С.
Матвеева, М.
Л.
Строганова, Б.
М.
Хитрово, В.
В.
Голицына.
В царствование Петра I коллекционерами предметов искусства и «куриозов» стали многие вельможи.
Однако главным предметом их коллекционирования было лишь западноевропейское искусство.
К чести Екатерины II, именно с ее правления в России стали осознавать ценность произведений отечественных мастеров.
Большое внимание русским мастерам уделял Александр II.
Именно он внушил сыну и наследнику идею создания Русского музея, что Александр III впоследствии неоднократно подчеркивал.
По примеру стран Западной Европы, в России формировались музейные собрания различных типов: картинные галереи (пинакотеки), собрания оружия (цейхгаузы или арсеналы), хранилища национальных реликвий (сокровищницы или реликварии), коллекции медалей и монет (мюнцкабинеты), собрания предметов смешанного состава (Кунсткамера).
Появляется значительное число частных коллекций, например «кабинет куриозных вещей» Я.
В.
Брюса, музей князя Д.
М.
Голицына в его
подмосковной вотчине селе Архангельском, нумизматические собрания А.
Волынского и П.
Мусина-Пушкина и т.
д.
Публичным общедоступным музеем в России XVIII в.
была только Кунсткамера, открытая в 1719 году и в 1738 году переведенная в специально созданное для нее помещение.
Построенная как научно-просветительное учреждение Кунсткамера была передана в ведение Академии наук, в рамках которой она приняла на себя функции отбора, оценки и экспонирования уникальных экспонатов.
В дополнение к этому, а точнее в развитие этого, Кунсткамера была учреждением, предназначенным для реализации культурно-просветительных 36

[Back]