Спустя два года в Москве состоялась вторая выставка российских мануфактурных изделий, в дальнейшем, по распоряжению правительства, они стали проводиться в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве регулярно, с интервалом 2 4 года. Почти каждая из них сопровождалась изданием каталога, в периодической печати публиковались соответствующие обозрения. Обычно после закрытия часть экспонатов этих экспозиций передавалась в различные музеи. После 1861 года выставки стали организовываться значительно реже, но по-прежнему оказывали воздействие на общественное мнение страны. Следует отметить, что сельскохозяйственные и промышленные выставки стали основой для создания нового типа научно-просветительных учреждений в России научно-промышленных выставок. Наиболее яркий пример — Политехническая выставка, организованная в Москве в 1872 году. Подобные выставки представляли собой социально-культурные акции, пропагандирующие новейшие достижения науки, техники и производства. Созданные на их основе музеи также строили свою работу, в основном пропагандируя технические новшества, занимаясь научно-техническим просвещением, и только со временем, по мере пополнения фондов новыми экспонатами, у них стала преобладать функция хранения научно-технического и историко-культурного наследия. Как уже было отмечено выше, в основе формирования подобных музеев были выставочные экспонаты. Комплектование их фондов было специфичным: отбирались, как правило, не раритеты и культурные ценности, а предметы, которые на момент поступления в музей были образцами новейших научно-технических достижений или массовых изделий. Однако устроители справедливо полагали, что со временем эти образцы станут раритетными и сыграют свою конструктивную роль в духовной жизни общества. Пропаганда научно-технических достижений как главная функция таких музеев была в значительной степени предопределена источниками финансирования, режимом работы, характером дальнейшего комплектования. Эти особенности можно наглядно представить на примере многочисленных технических, художественно-промышленных, кустарных музеев, появившихся в России после основания в 1866 году Русского технического общества. Так, на базе Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года был основан Общий музей прикладных знаний в Петербурге, а на базе Политехни |
43 ных национальных музеев Политехнического и Исторического, которые и в XXI в, играют огромную роль в историко-патриотическом, нравственноэстетическом и естественно-научном воспитании населения и в первую очередь молодежи. Выставки представляли собой социально-культурные акции, нацеленные на пропаганду новейших достижений науки, техники и производства. Создававшиеся на основе их экспонатов музеи также сводили свою работу к пропаганде технических новшеств, к научно-техническому просвещению, и лишь с течением лет, по мере накопления фондов музейными экспонатами все большее значение приобретала функция хранения научно-технического и историко-культурного наследия. Как отмечалось выше, в основе фондов подобных музеев были экспонаты выставок. Своеобразие возникновения нового направления музейного строительства проявлялось в специфике комплектования музеев, когда собирались не раритеты и культурно-исторические ценности, а предметы, которые на момент поступления в музей были новейшими достижениями науки и техники или образцами массовых изделий. Однако организаторы музейных экспозиций, как правило, предполагали, что отобранные ими предметы со временем должны преобразоваться в раритеты и ценностн истории и культуры, должны сыграть свою конструктивную роль в духовной жизни общества. Пропаганда научно-технических достижений как главная функция таких музеев в значительной степени предопределялась и источниками финансирования, режимом работы, характером дальнейшего комплектования. Все эти особенности в России можно наглядно представить на многочисленных примерах различных технических, художественно-промышленных, кустарных музеев, повсеместно возникавших после основания в 1866 году Русского технического общества. |