оказывалось весьма скромным), а сам статус государственного музея, гарантирующий сохранность его коллекций. В дальнейшем научную деятельность музеев стало поддерживать государство. Так, инициатива создания Исторического музея в Москве также первоначально принадлежала общественности. Однако вскоре после его организации возникло несоответствие между ограниченными возможностями общественности и грандиозностью замысла этого музея как национальнокультурного центра исторической науки и исторического просвещения. В начале 1880-х годов сменилось руководство музея, его Устав. Исторический музей был преобразован в государственное учреждение, подчиненное М инистерству просвещения. Одной из его важнейших функций становится научно-образовательная и культурно-просветительная работа. Начиная с 1889 года, при музее создается лекторий, проводятся заседания научных обществ. Именно в этом музее в 1890 году состоялся VIII Археологический съезд России, в 1894 году I Съезд русских художников, в 1912 году Предварительный съезд музейных работников. Здесь постоянно проводились тематические экскурсии, осуществлялись научные исследования, публиковались труды по актуальным проблемам отечественной истории. Особое внимание в музее уделялось формированию уважения к отечественной истории, чувство гордости и сопричастности к ней. Не менее существенным стало стремление к расширению и интенсификации культурно-просветительной деятельности. Наблюдается определенная корреляция между степенью огосударствления музея и уровнем его культурно-просветительной деятельности, которая, как правило, наиболее активно проявляется именно в государственных музеях. При этом проявлялись следующие тенденции: максимальное развитие художественного просвещения, ориентированного на самые разные слои городского населения, расширение спектра пропагандируемых идей; музеефикация знаменитых архитектурных ансамблей (монастырских, дворцово-парковых, дворцовых), а также мест археологических раскопок; все более усиливающаяся тенденция к музеефикации крупных архитектурных сооружений; например, храмами-памятниками в Москве стали храм Христа Спасителя (мемориал Отечественной войны 1812 года), в Санкт |
19 а именно официальный статус государственного учреждения, надежно гарантирующий сохранность музея, Во-первых, не менее существенным оказалось стремление к расширению и интенсификации культурно-просветительной деятельности. Можно наблюдать определенную корреляцию между степенью огосударствления музея и уровнем его культурно-просветительной деятельности. Эта деятельность, как правило, наиболее активно проявлялась в государственных музеях. И Домкнов М. Ш . и Нагорский Н. В. отмечают при этом: тенденцию к максимальному развитию художественного просвещения, ориентированного на широкие слои городского населения, к расширению спектра пропагандируемых идей; тенденцию к музеефикации знаменитых архитектурных ансамблей (дворцовых, дворцово-парковых, монастырских), а также мест крупных археологических раскопок; все более усиливающуюся тенденцию к музеефикации крупных общественных сооружений. Например, храмами-памятниками в Москве стали храм Христа Спасителя (мемориал войны 1812 года), в СанктПетербурге Сампсониевский собор (мемориал Полтавской битвы), Чесменская церковь (мемориал Чесменской победы), Спас-на-водах на Английской набережной (мемориал русско-японской войны, к сожалению, был снесен и до сих пор не восстановлен), Спас на крови (мемориал Александра II Освободителя). Объективные факторы духовной жизни России толкали музеи к координации своей деятельности, к объединению усилий в культурнопросветительной сфере. Эта тенденция также проявлялась “ снизу” , зарождалась в самих музеях. Публикации в прессе, научно-практические конференции, Представительный съезд музейных работников в 1915 году проявление набиравшей силу среди специалистов музейной деятельности и во всем |