Проверяемый текст
Грусман, Владимир Моисеевич; Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев (Диссертация 2001)
[стр. 99]

Петербурге Сампсониевский собор (мемориал Полтавской баталии 1709 года), Чесменская церковь (мемориал Чесменской победы), храм Спас на водах на Английской набережной (мемориал русско-японской войны, к сожалению, был снесен и до сих пор не восстановлен), храм Воскресения Христова (Спас на крови), мемориал Императора Александра II Освободителя.
К началу XX века в России сложилась достаточно развитая сеть музейных учреждений.
Количество музеев исчислялось сотнями,
особенно активно музеи развивались в провинциальных городах.
В Москве, Санкт-Петербурге, в губернских центрах музеи приняли на себя функции сохранения и пропаганды достижений отечественной и мировой культуры, эффективно способствовали формированию исторической памяти и исторического сознания.
Объективные реалии духовной жизни нашей страны побуждали музеи координировать свою деятельность, объединяя усилия в культурно-просветительной сфере.
Публикации в прессе, научно-практические конференции, представительный съезд музейных работников в 1915 году
все это было проявлением набиравшей силу среди музейных специалистов и во всем обществе тенденции к восприятию музеев не как разрозненных научнопросветительных учреждений, а как компонентов единой социальнокультурной среды.
Октябрьские
события 1917 года коренным образом изменили состояние музейного дела в России.
С одной стороны, новая власть нанесла невоспол, нимый ущерб отечественной культуре и ее национальным традициям.
Разрушая храмы,
извращая историю Российской государственности, она уничтожала корни исторической памяти и нравственно-эстетической культуры населения страны.
Но, с другой стороны, та же власть, стремясь подчеркнуть свой позитивный образ «народной», вынуждена была осуществлять ряд прогрессивных программ в области науки, культуры и образования.
Это, в частности, самым благоприятным образом сказалось
на развитии материальной базы музеев, организации их деятельности и пропаганды социальной значимости.
Стремясь использовать музеи для демонстрации преимуществ советской власти, В.И.
Ленин, A.B.
Луначарский, Н.К.
Крупская и другие вдохновители и организаторы культурной революции
планировали сделать их опорой идеологического воздействия на разные слои населения, а также создать единую сеть управления всеми государственными, общественными, ведомст
[стр. 17]

17 ние помещики; офицеры, побывавшие в Западной Европе с победившей Наполеона Русской армией.
Все большую роль в культурной жизни страны и, в частности, в развитии отечественных музеев приобретает общественность, способствующая не только самому факту создания российских музеев, но и превращению их в важные центры историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания.
Одной из главных примет культуры начала X IX века стала борьба за национальную тематику, за отражение в музеях достижений отечественной культуры.
В связи с этим неоднократно возникали предложения об организации Русского национального музея.
В полной мере эта идея была реализована с открытием в Москве в 1856 году Третьяковской галереи, а в 1898 году в Санкт-Петербурге Русского музея императора Александра III (хотя еще в 1825 году при императорском Эрмитаже была учреждена «Галерея художественных произведений русской школы»).
Существенный подъем музейного дела пришелся на вторую половину X IX века, когда либеральные реформы Александра II н его поддержка деятелей культуры привели к широкому музейному строительсгву на всей территории страны.
Реформы 60-х гг.
XIX в.
активизировали художественную жизнь страны, стимулировали развитие социально-культурной деятельности.
Музеи, в том числе и государственные, перестали быть прерогативой столиц, стали организовываться в провинции.
Только за два десятилетия с 1870 по 1890 гг.
было учреждено около 80 музеев в Казани, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове, других губернских городах.
Происходил своеобразный «музейный бум», который захватил Урал, Сибирь и даже Дальний Восток.
К началу XX века в России сложилась достаточно развитая сеть музейных учреждений.
Количество музеев исчислялось сотнями,
причем особенно быстро росло число музеев в провинциальных городах, В СанктПетербурге, Москве, в губернских центрах музеи приняли на себя функции сохранения и пропаганды достижений отечественной и мировой культуры.


[стр.,19]

19 а именно официальный статус государственного учреждения, надежно гарантирующий сохранность музея, Во-первых, не менее существенным оказалось стремление к расширению и интенсификации культурно-просветительной деятельности.
Можно наблюдать определенную корреляцию между степенью огосударствления музея и уровнем его культурно-просветительной деятельности.
Эта деятельность, как правило, наиболее активно проявлялась в государственных музеях.
И Домкнов М.
Ш .
и Нагорский Н.
В.
отмечают при этом: тенденцию к максимальному развитию художественного просвещения, ориентированного на широкие слои городского населения, к расширению спектра пропагандируемых идей; тенденцию к музеефикации знаменитых архитектурных ансамблей (дворцовых, дворцово-парковых, монастырских), а также мест крупных археологических раскопок; все более усиливающуюся тенденцию к музеефикации крупных общественных сооружений.
Например, храмами-памятниками в Москве стали храм Христа Спасителя (мемориал войны 1812 года), в СанктПетербурге Сампсониевский собор (мемориал Полтавской битвы), Чесменская церковь (мемориал Чесменской победы), Спас-на-водах на Английской набережной (мемориал русско-японской войны, к сожалению, был снесен и до сих пор не восстановлен), Спас на крови (мемориал Александра II Освободителя).
Объективные факторы духовной жизни России толкали музеи к координации своей деятельности, к объединению усилий в культурнопросветительной сфере.
Эта тенденция также проявлялась “ снизу” , зарождалась в самих музеях.
Публикации в прессе, научно-практические конференции, Представительный съезд музейных работников в 1915 году
проявление набиравшей силу среди специалистов музейной деятельности и во всем

[стр.,20]

20 обществе тенденции воспринимать музеи не как разрозненные научно* просветительные учреждения, а как компоненты единой социальнокультурной среды.
Октябрь
1917 г.
коренным образом изменил состояние музейного дела.

С одной стороны, советская власть нанесла невосполнимую утрату отечественной культуре и ее национальным традициям.
Разрушая храмы,
уничтожая помещичьи усадьбы, извращая историю Российской государственности, она подрывала корни исторической памяти, наносила колоссальный ущерб нравственно-эстетической культуре населения.
С другой, та же власть, нуждаясь в конструктивном «имидже», вынуждена была осуществлять ряд прогрессивных программ в области науки, культуры и образования, и это, в частности, самым благоприятным образом сказалось ка развитии материальной базы, организации деятельности музеев и пропаганде их социальной значимости.
Руководствуясь идеологическими соображениями превращения музеев в инструмент демонстрации преимуществ советской власти, В.
И.
Ленин, А.
В.
Луначарский, Н.
К.
Крупская и другие вдохновители и организаторы культурной революции
предопределили курс на: превращение музеев в опорные базы идеологического воздействия на разные слои населения; создание единой сети управления деятельности всех государственных, общественных, ведомственных и любых иных музеев от Эрмитажа до школьного музейного уголка.
К сожалению, противоречия музейного строительства первых десятилетий советской власти усугублялись тем, что на практике его руководство, особенно на местах, было представлено малограмотными партийными функционерами, сочетавшими административный фанатизм в реализации спущенных сверху решений с духовной ограниченностью, профессиональ

[Back]