Проверяемый текст
Сафиуллина, Ирина Петровна; Нюрнбергские принципы и их влияние на формирование международных уголовных судов в современных условиях (Диссертация 2003)
[стр. 180]

которого еще далеки от совершенства, несомненно, продолжится и в будущем1.
Вскоре после завершения Нюрнбергского процесса судья Джексон, главный обвинитель от США, констатировал:
«Было допущено множество ошибок, приходится признаваться во многих упущениях.
Утешает меня лишь то, что в столь беспрецедентном судебном процессе сами ошибки могут оказаться поучительны для
будущего»2.
Процессуальные ошибки и недочеты международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио служили постоянным напоминанием для тех, кто разрабатывал Статуты и Правила процедуры и доказывания международных трибуналов для бывшей Югославии и
Руанде («Правила Югославии» и «Правила Руанды») и Римский статут Международного уголовного суда.
Нормы Статута, гарантирующие право на справедливое судебное разбирательство, могут служить образцом для национальных судов, и в преамбуле подчеркивается, что одна из целей Международного уголовного суда
«создать прочные гарантии обеспечения международного правосудия и уважения к нему»3.
4.
Международный уголовный суд призван быть постоянным и независимым органом международного правосудия, действующим на основе универсального договора и одновременно поддерживающим тесную связь с Организацией Объединенных Наций.
5.
Под юрисдикцию Международного уголовного суда подпадают самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, а именно: преступление геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступление а1рессии.
Надеемся, что в дальнейшем юрисдикция международного уголовного суда будет расширена и преступления международного терроризма будуг включены в его деятельность.
1 Поль Тзосрньс.
Опыт Международных уголовных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде // Международный журнал Красного Креста.
Женева.
1997.
№ 19.
С.699-718.
2 Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками/ ред.
РЛ.
Руденко.
М.: Юридичсека ялитсратура.
1957-1961.
Т.
7.
С.
368.
5 Report to the President by Mr.
Justice Jackson, 7 October 1946.
[стр. 6]

июля 1998 года был подписан Римский Статут, учредивший Международный уголовный суд, а 1 июля 2002 года он вступил в законную силу.
Таким образом, с середины 2003 года Международный уголовный суд, согласно планам ООН, у должен начать свою работу.
В своей практике Международный уголовный суд должен учесть не только весь опыт Нюрнбергского и Токийского международных трибуналов ad hoc, но и международные нормы, правила и стандарты, касающиеся прав человека, которые существуют сегодня или будут существовать на момент вынесения соответствующего приговора.
Кроме того, нормы Статута, гарантирующие право * на справедливое судебное разбирательство, могутслужить образцом для национальных судов, и в преамбуле подчеркивается, что одна из целей Международного уголовного суда — '“ создать прочные гарантии обеспечения международного правосудия и уважения к нему”.1 Учитывая политическую подоплеку любого процесса, связанного с осуждением лиц, совершивших международные преступления, и связанную с этим обстоятельством сложность проведения действительно справедливого, не ангажированного судебного процесса, Международному уголовному суду необходимо учесть практику всех предыдущих международных трибуналов.
Анализируя указанную практику, необходимо отметить, что по большей части законодатели фактически вернулись к формулировкам Устава, Регламента и Приговора Нюрнбергского трибунала как наиболее удачным, с учетом практики в трибуналов по Югославии и Руанде, а также с учетом сложившихся международных норм в области прав человека.
Именно поэтому сегодня мы имеем право сказать, что Нюрнбергские принципы стали основополагающими принципами международного уголовного, уголовно-процессуального и уголовноисполнительного права.
Таким образом, развитие современного международного права после ^ принятия Устава и Приговора Нюрнбергского трибунала характеризуется не только укреплением, развитием, в том числе и изменением смысла общих принципов международного права по осуждению за военные преступления, 1Российский Бюллетень по правам человека.
199V.
Нып.
1 2 ' 6S с.


[стр.,159]

§ 3.
Судопроизводство, назначение и исполнение наказаний но Римскому статуту.
Вскоре после завершения Нюрнбергского процесса судья Джексон, главный обвинитель от США, констатировал:
“Было допущено множество ошибок, приходится признаваться во многих упущениях.
Утешает меня лишь то, что в столь беспрецедентном судебном процессе сами ошибки могут оказаться поучительны для
будущего”1.
Процессуальные ошибки и недочеты международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио служили постоянным напоминанием для тех, кто разрабатывал Статуты и Правила процедуры и доказывания международных трибуналов для бывшей Югославии и
Руанды (“Правила Югославии” и “Правила Руанды”) и Римский Статут Международного уголовного суда.
Нормы Статута, гарантирующие право на справедливое судебное разбирательство, могут служить образцом для национальных судов, и в преамбуле подчеркивается, что одна из целей Международного уголовного суда —
“создать прочные гарантии обеспечения международного правосудия и уважения к нему”.2 Суд расположен в Гааге, что не препятствует ему выполнять свои функции в любом, другом месте.
Процессуальные нормы, регулирующие судопроизводство Международного уголовного суда, до сих пор ещё приняты не полностью: Регламент Международного уголовного суда был принят 2-13 сентября 2002, на первой ассамблее стран-участниц, утвердившей также порядок работы Международного уголовного суда, правила представления доказательств и другие важные нормы.
Однако принципиальные вопросы судопроизводства, как-то: возбуждение уголовного дела, порядок расследования, процессуальные гарантии лиц, участвующих в деле и другие нашли свое закрепление непосредственно в Статуте Международного уголовного суда.
Аналогично вопросам юрисдикции Международного уголовного суда, вопросы судопроизводства вызвали оживленные дискуссии.
Так государства резко разошлись по вопросу о так называемом “спусковом

[Back]