Проверяемый текст
Сафиуллина, Ирина Петровна; Нюрнбергские принципы и их влияние на формирование международных уголовных судов в современных условиях (Диссертация 2003)
[стр. 38]

Под преступлениями против человечности понимаются убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или п связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Объектом преступлений против человечности являются жизнь, здоровье, неприкосновенность, благополучие гражданского населения (не комбатантов).
Устав Нюрнбергского трибунала выделяет также особо те преступления против человечности, которые были совершены против гражданского населения (не комбатантов) по политическим, расовым или религиозным мотивам.
В
последнем случае объектом преступления становится не отдельный человек, а группа людей, обладающая определенными национальными, расовыми, религиозными, политическими признаками.
Количественный признак группы объекта этого преступления всегда велик: она охватывает сотни, тысячи, миллионы людей.
Так,
в Приговоре Нюрнбергского трибунала указывается, что «в результате проводившейся политики преследования евреев было убито шесть миллионов евреев, из которых четыре миллиона было убито в пунктах для истребления людей»1.
Позднее эта группа преступлений была выделена и сформулирована как преступления геноцида.

9 декабря, 1948 г., т.с.
после вынесения Приговора Нюрнбергского трибунала, была принята специальная Нью-йоркская конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за
пего.
В сущности, статья 6 Устава Нюрнбергского трибунала, как верно отмечают А.И.
Полторак и Л.И.

Савинекий, представляет собой кодекс тягчайших преступлений войны, преступлений против человечества2, провозгласивший основные принципы привлечения к индивидуальной ответственности за совершение международных 1Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками.
Ред.
Р А.
Руденко.
М.: Юридическая литература,
1957-61.
Т.
7, С.
407.
2См.: Полторак Л И., Савинекий Л.И.
Вооруженные конфликты и международное право.
Основные проблемы.
М.: Наука, 1976.

С.
370.
[стр. 36]

нежелания или неспособности государства возбудить уголовное преследование должным образом.
Третья группа преступлений против мира и человечества — это преступления против человечности.
Под преступлениями против человечности
понимались убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Объектом преступлений против человечности являются жизнь, здоровье, неприкосновенность, благополучие гражданского населения (не комбатантов).
Устав Нюрнбергского трибунала выделяет также особо те преступления против человечности, которые были совершены против гражданского населения (не комбатантов) по политическим, расовым или религиозным мотивам.
В последнем случае объектом преступления становится не отдельный человек, а группа людей, обладающая определенными национальными, расовыми, религиозными, политическими признаками.
Количественный признак группы — объекта этого преступления всегда велик: она охватывает сотни, тысячи, миллионы людей.
Так,
Приговор Нюрнбергского трибунала указывает, что “в результате проводившейся политики преследования евреев было убито шесть миллионов евреев, из которых четыре миллиона было убито в пунктах для истребления людей”1 Позднее эта группа преступлений была выделена и сформулирована как преступления геноцида.
В 1948 году 9 декабря, т.е.
после вынесения Приговора Нюрнбергского трибунала, была принята специальная Нью-йоркская Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за
него.
В сущности, статья 6 Устава Нюрнбергского Трибунала, как верно отмечают А.И.
Полторак и Л.И.

Савинский, представляет собой кодекс тягчайших 1 Нюрнбергский npouccc над главными немецкими военными преступниками' ред.
Р.А.
Руденко М.; Юридическая литература,
1957*1961.
-т.
7 402 с.


[стр.,37]

преступлений войны, преступлений против человечества,1 провозгласивший основные принципы привлечения к индивидуальной ответственности за совершение международных преступлений.
Одновременно он стал своего рода началом разработки новых принципов международного права и, прежде всего, международно-правовых норм об индивидуальной ответственности физических лиц за международные преступления.
Это направление развития международного права, заложенное Уставом и Приговором Нюрнбергского трибунала, привело к достаточно неожиданным результатам2.
Современное международное право с момента вынесения приговора Нюрнбергским трибуналом изменилось настолько, что мы уже не можем отрицать правосубъектность3 физических лиц в современном международном праве.
Кроме прав (прав человека в широком понимании этого понятия) индивидуум несет и обязанности (соблюдать международное право вообще и права других людей, в частности), подкрепленные ответственностью за совершение международных преступлений.
Ответственность он несет самостоятельно, независимо от ответственности государства.
“Тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или по приказу начальника, не освобождает его от ответственности,”4 — особо отмечено в Уставе Нюрнбергского трибунала.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было позднее подтверждено, что это положение является основополагающим принципом международного права.
Ни один объект права не может нести ответственность за совершенное противоправное деяние, поскольку 1Полторак А.И..
Савинский Л.И.
Вооруженные конфликты и международное право.
Основные проблемы.
М.: Наука.
1976
-370 с.
: Как известно, источниками современного международного права являются не только договора, но и международноправовые обычаи.
Решения международных судов, пишет профессор Ю.М.
Колосов, в некоторых случаях '‘могут положить начало формированию обычной нормы международного права’1 .
Так приговор Нюрнбергского трибунала сформулировал принципы международного права, что было позднее подтверждено Резолюцией ГА ООН II декабря 1946 г..
закрепившей указанные принципы в виде обычной нормы международного права универсального характера.
В случае же противоречия нормы национального права общепризнанным нормам и принципам международного права решение международного суда ‘•исправляет" несоответствующую международным стандартам норму национальною права, приобретает как бы ‘•правопогашающее'’ значение.
Исполнение решений международных судов являегся обязательным для государств, в отношении которых они вынесены, а в некоторых случаях для всех государств, если вынесенное решение сформулировало обычную норму права.
1Признание правосубъектности индивида в международном нраве не только теоретическое, но огромное практическое значение как возможный вариант разрешения проблемы гуманитарных пределов санкций, применяемых к государству за международные преступления Привлечение индивида субъекта международного права к ответственности за совершение им международного преступления, что является одновременно и политической ответственностью государства в сочетании с сотрудничеством с международным сообществом в вопросе наказании преступника физическош лица могло бы быть основанием для отклонения применения иных санкций, предусмотренных международным правом к государству, нации, народу, как противоречащее принципу ncbis in idem.
4Устав Международного Военного Трибунала' Нюрнбергский процесс над главными немецким» поенными преступниками/ ред.
Р.А.
Руденко М.: Юридическая литература,
1957-1961.
-т.
I 66 — 73 с.


[стр.,64]

стороны намерения уничтожить эту группу как таковую.
Что касается преступлений против человечности, то они характеризуются, с одной стороны, своей не избирательностью, а с другой, систематичностью и широкомасштабностью нападения.
Учитывая генезис формирования составов преступлений, подпадающих под юрисдикцию трибуналов по Югославии и Руанде, особенности их объекта, объективной и субъективной сторон, представляется обоснованным считать геноцид разновидностью преступлений против человечности, а серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.
разновидностью военных преступлений.
В Уставе Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г.) к преступлениям против человечности были отнесены убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны (выдел, авт.), или преследования щ по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях (выдел, авт.) осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала.1 Убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных 1С) юрисдикции :Ст.
6 Устава Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г.) -* Трибунал, учрежденный Соглашением, упомяну! ым в статье 1 настоящего Устава дня суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, имеет право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили любое из следующих преступлений.
Следующие действия или любые из них являются преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала и влекущими за собой индивидуальную ответственность: a) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любою из вышеизложенных действий: b) военные преступления, а именно, нарушения законов или обычаев войны.
К зтим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории: убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море: убийства заложников: ограбление общественной или частой • собственности: бессмысленное разрушение городов или деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления: c) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала* независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана.

[Back]