Проверяемый текст
Сафиуллина, Ирина Петровна; Нюрнбергские принципы и их влияние на формирование международных уголовных судов в современных условиях (Диссертация 2003)
[стр. 41]

" ЕЭ2Й что индивид является субъектом международного права.
И его роль в этом качестве по мере развития международного права и межгосударственных отношений имеет тенденцию к
увеличению1.
Необходимо сказать, что признание индивида в качестве субъекта международного права, провозглашение ответственности за международные преступления оказали на развитие международного права столь большое влияние, что без преувеличения сегодня можно заявить: принятие Устава Нюрнбергского трибунала и вынесение Приговора стали новым этапом международного права этапом формирования и становления международной уголовной юстиции.
Последовательным продолжением традиций Нюрнберга и Токио является учреждение сначала Международного
уголовного трибунала по Руанде и Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии, затем принятие Римского статута и учреждение Международного уголовного суда.
Обозначение в Уставе Нюрнбергского трибунала составов преступлений против мира и человечества, определение
индивида в качестве самостоятельного субъекта права, несущего самостоятельную ответственность за свои преступные действия, положили начало формированию не только основополагающих принципов международного уголовного права, но и принципов международного уголовного процесса.
Так же как не может быть преступления без соответствующего закона, не может быть наказания без определенной судебной процедуры, ибо наказание без суда это произвол.
Среди базовых принципов на первое место, учитывая
время их формирования и опыт мирового сообщества после Первой мировой войны, следует поставить принцип неотвратимости наказания за совершение любого действия, которое согласно международному праву считается преступным: «Всякое лицо, совершившее какое-либо действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, несет за 1См.
полробкееЛаптев П.А.
О правосубъектное™ индивидав свете международно-правовой защиты прав человека II Журнал российского права.
1999.
Ха2.
С.
51-58.
[стр. 39]

выступлении на JV внеочередном Всероссийском съезде судей председатель Европейского Суда по правам человека Р.
Рисдаль.1 Таким образом, сегодня имеются достаточные основания утверждать, что индивид является субъектом международного права.
И его роль в этом качестве по мере развития международного права и межгосударственных отношений имеет тенденцию к
увеличению2.
Категорическое отрицание международной правосубъектности индивида в советской международно-правовой литературе связано в определенной мере с этатистким подходом к международному праву и международным отношениям, возвеличиванием роли и значения государства не только внутри общества, но и на международной арене.3 Однако, на наш взгляд, эта позиция уже не соответствует духу современного международного права, основанного, прежде всего, на принципах уважения прав человека.
Таким образом, именно он индивидуум должен быть признан субъектом международного права.
Необходимо признать, чгто признание индивидуума в качестве субъекта международного права, провозглашение ответственности за международные преступления оказали на развитие международного права столь большое влияние, что без преувеличения сегодня можно заявить: принятие Устава Нюрнбергского трибунала и вынесение Приговора стали новым этапом международного права этапом формирования и становления международной уголовной юстиции.
Последовательным продолжением традиций Нюрнберга и Токио является учреждение сначала Международного
трибунала по Руанде и Международного трибунала по Югославии, затем принятие Римского статута и учреждение Международного уголовного суда.
Дальнейшее развитие международное права в направлении, заложенном Уставом и Приговором Нюрнбергского трибунала, изменили также и понимание ‘•суверенитета” и “внутренних дел государства”.
В современном международном Текст выступления Рисдадя Р.
в книге Зитин М Л.
Международные гарантии ираоа человека опыт Совета Г.вропы.
М.: МНИМП, 1007 .6 с.
г ем.
иодробнее Jiameft П.А.
О iipaiioeyGbcKiHoeitf индивида в eucic международно-правовой 1ашизы прав человеки/.' Журнал российского праяа 1999 Ne 2 51 —58 с.
3 Курс международного права М.
1989 Т.
I 180 с.


[стр.,40]

праве систематические, достоверно подтвержденные грубые нарушения прав человека и основных свобод, такие, например, как апартеид, расовая дискриминация, не могут рассматриваться в качестве дел, входящих • исключительно во внутреннюю компетенцию государства.
Обозначение в Уставе Нюрнбергского трибунала составов преступлений против мира и человечества, определение
индивидуума в качестве самостоятельного субъекта права, несущего самостоятельную ответственность за свои преступные действия, положило начало формированию не только основополагающих принципов международного уголовного права, но ипринципов международного уголовного процесса.
Так же как не может быть преступления без соответствующего закона, не можетбыть наказания без определенной судебной процедуры, ибо наказание без суда это произвол.
Среди базовых принципов на первое место, учитывая
веления времени его формирования и опыт мирового сообщества после первой мировой войны, следует определить принцип неотвратимости наказания за совершение любого действия, которое по международному праву считается преступным: “Всякое лицо, совершившее какое-либо действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, несет за него ответственность и подлежит наказанию.
То обстоятельство, что по внутреннему праву не установлено наказания за какое-либо действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, не освобождает лицо, совершившее это действие, от ответственности по » международному праву”'.
В качестве самостоятельного принципа следует выделить также принцип ответственности должностных лиц за совершение преступлений против человечества: “То обстоятельство, что какое-либо лицо, совершившее действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, действовало в качестве главы государства или ответственного должностного лица правительства п или действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождаем такое лицо от ответственности по международном)' праву”2.
Позднее 1Текст цитируется гю справочной правовой системе “Гарант".
‘ там же

[стр.,48]

Как отмечает А.Р.
Каюмова, как и любой отрасли международного права, международному уголовному праву присущ комплекс специальных принципов, отличающихся своеобразием предмета правового регулирования.
Поскольку большая часть перечисленных выше норм и принципов были сформулированы в Уставе и Приговоре Нюрнбергского трибунала, то мы имеем право утверждать следующее: 1.
Устав и Приговор Нюрнбергского трибунала оказали влияние на формирование основ современного международного права вообще, и международного уголовного права, в частности.
Устав и Приговор Нюрнбергского трибунала дали международному праву также и новые принципы международного права, не существовавшие до их принятия принципы международного уголовного права и международного уголовного процесса.
2.
Устав и Приговор Нюрнбергского трибунала заложили основы для признания правосубъектности индивида в международном праве.
3.
Обозначение в Уставе Нюрнбергского трибунала составов преступлений против мира и человечества, определение
индивидуума в качестве самостоятельного субъекта права, несущего самостоятельную ответственность за свои преступные действия, положило начало формированию не только основополагающих принципов международного уголовного права, но также и принципов международного уголовного процесса.
Устав и Приговор Нюрнбергского трибунала заложили основы современного международного уголовно-процессуального права.
4.
Устав и Приговор Нюрнбергского Трибунала, кодифицировав уже существовавшие нормы международного права, устанавливавшие преступность тех или иных деяний, впервые на международном уровне установили конкретные меры ответственности за их совершение.
5.
Принцип индивидуальной уголовной ответственности физических лиц за совершение международных преступлений окончательно был утвержден

[Back]