Проверяемый текст
Сафиуллина, Ирина Петровна; Нюрнбергские принципы и их влияние на формирование международных уголовных судов в современных условиях (Диссертация 2003)
[стр. 42]

него ответственность и подлежит наказанию.
То обстоятельство, что по внутреннему праву не установлено наказания за какое-либо действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, не освобождает лицо, совершившее это действие, от ответственности по международному
праву»1.
В качестве самостоятельного принципа следует выделить также принцип ответственности должностных лиц за совершение преступлений против человечества:
«То обстоятельство, что какое-либо лицо, совершившее действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, действовало в качестве главы государства или ответственного должностного лица правительства или действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождает такое лицо от ответственности по международному праву»2.
Позднее этот принцип трансформировался в принцип повышенной ответственности должностных лиц за совершение преступлений против человечества.
Так, в Декларации ГА ООН от 9 декабря 1981 г.

«О предотвращении ядерной катастрофы», в частности, провозглашалось, что «...
государственным деятелям...
которые совершают преступления против человечества...
никогда не будет ни оправдания, ни
прощения»3.
В качестве логического продолжения
указанного принципа был также провозглашен принцип, согласно которому соучастие в совершении преступления против мира также является международно-правовым преступлением.
Единственным относительным отступлением от принципа повышенной ответственности должностных лиц за совершение преступлений против человечества стала оговорка в статье 28
«Помилование или смягчение приговоров» Устава Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения 1Текст цитируется по справочной правовой системе «Гарант».
2См.: Там же.
! См.: Там же.
[стр. 40]

праве систематические, достоверно подтвержденные грубые нарушения прав человека и основных свобод, такие, например, как апартеид, расовая дискриминация, не могут рассматриваться в качестве дел, входящих • исключительно во внутреннюю компетенцию государства.
Обозначение в Уставе Нюрнбергского трибунала составов преступлений против мира и человечества, определение индивидуума в качестве самостоятельного субъекта права, несущего самостоятельную ответственность за свои преступные действия, положило начало формированию не только основополагающих принципов международного уголовного права, но и • принципов международного уголовного процесса.
Так же как не может быть преступления без соответствующего закона, не можетбыть наказания без определенной судебной процедуры, ибо наказание без суда это произвол.
Среди базовых принципов на первое место, учитывая веления времени его формирования и опыт мирового сообщества после первой мировой войны, следует определить принцип неотвратимости наказания за совершение любого действия, которое по международному праву считается преступным: “Всякое лицо, совершившее какое-либо действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, несет за него ответственность и подлежит наказанию.
То обстоятельство, что по внутреннему праву не установлено наказания за какое-либо действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, не освобождает лицо, совершившее это действие, от ответственности по » международному
праву”'.
В качестве самостоятельного принципа следует выделить также принцип ответственности должностных лиц за совершение преступлений против человечества:
“То обстоятельство, что какое-либо лицо, совершившее действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, действовало в качестве главы государства или ответственного должностного лица правительства п или действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождаем такое лицо от ответственности по международном)' праву”2.
Позднее 1Текст цитируется гю справочной правовой системе “Гарант".
‘ там же

[стр.,41]

IWXKflCKAJl ГОСУДЛ!!с ;-;:::ан.\( ВДВОШОШДг этот принцип трансформировался в принцип повышенной ответственности должностных лиц за совершение преступлений против человечества.
Так в Декларации ГА ООН от 9 декабря 1981 г.

“О предотвращении ядерной катастрофы”, в частности, провозглашалось, что государственным деятелям...
которые совершают преступления против человечества...
никогда не будет ни оправдания, ни
прошения.”' В качестве логического продолжения укачанного принципа был также провозглашен принцип, согласно которому соучастие в совершении преступления против мира также является международно-правовым преступлением.
Единственным относительным отступлением от принципа повышенной ответственности должностных лиц за совершение преступлений против человечества стала оговорка в ст.
28
“Помилование или смягчение приговоров” Устава Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии от 25 мая 1993 г.: “Если в соответствии с применимым законодательством государства, в котором отбывает тюремное заключение осужденное лицо, он или она имеет право на помилование или смягчение приговора, то соответствующее государство надлежащим образом уведомляет об этом Международный трибунал.
Председатель Международного трибунала, в консультации с судьями, принимает решение по этому вопросу исходя из интересов правосудия и общих принципов права”2.
Важнейшим принципом международного уголовного права следует также считать закреплённый специальной конвенцией “О неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества” от 26 ноября 1968 г.
принцип неприменения срока давности к военным преступникам.
Указанный принцип является логичным продолжением основ, заложенных принципом ответственности физических лиц за совершение преступлений против человечества и принципом повышенной ответственности должностных лиц за 1Текст цитируется по справочной правовой системе “Гарант".
*Текст цитируйсн по спраночной правовой системе’Тираят'’.


[стр.,60]

подобные образования, народы и нации, борющиеся за самоопределение, международные организации и т.п.
Совершается же оно, как показывает история, не столько государствами, сколько людьми.1 Основой для формирования норм международного уголовного права, содержащих перечень составов преступлений, влекущих международную уголовную ответственность, стали Нюрнбергские принципы, нашедшие выражение в как решении суда, так и в Приговоре2.
Ни в Уставе Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии от 25 мая 1993 г., ни в Уставе Международного трибунала по Руанде от S ноября 1994 г.
ни одно положение, касающееся индивидуалиной уголовной ответственности'*, не влияет на ответственность государств по международному праву.
Более того, уголовная ответственность физических лиц является одним из проявлений политической ответственности государства4, которое утрачивает юрисдикцию в отношении собственных граждан.
Наша точка зрения подтверждается Принципами Международного права, признанными Уставом Нюрнбергского Трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала.
Так Принцип II6 устанавливает “то обстоятельство, что по внутреннему праву не установлено наказания за какое-либо действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, не освобождает лицо, совершившее это действие, от ответственности по международному праву”7.
1 Умозаключения относительно правосубъектности индивида в международном нраве были изложены нами ft главе ] настоящей кандидатской диссертации.
2 Об актуальных праиокмх проблемах, связанных с кодификацией между народного законодательства об индивидуальной ответственности физических лиц см.
также Трунцевекин Ю.В.
Упорен И.В.
Актуальные уголовно-правовые проблемы// Московский журнал международного права 1W8 • 3 Об уголовной ответственности физических лип см.
также Альберш Гваделупе Фсрнаидсш дс Кастро Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления геноцида, преступления против человечности и военные преступления // Московский журнал международною права 2000 № I 4 Колосов Ю.М.
Ответственность в международном праве.
М..
[976.
2 f j с.
j Наша точка зрения в данном случае ни к коем случае не означает, что инлипид не янляе-ioi субъектом международно! о права, но является его объектом.
Политическая Ответственность государства, yipata суверенитета в части верховенства юсударственной власти над своими гражданами не может исключать с а м о с т о я т е л ь н у ю ответственность индивида за совершенные им международные преступления.
6 Нумерация принципов дана в соответствии с нумерацией в Резолюции ГА ООН “Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского Трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала”/' Текст цитируется по справочной правовой системе “Гаранг”.
7Текст цитируется по справочной правовой системе "Г арант '.

[Back]