Проверяемый текст
Сафиуллина, Ирина Петровна; Нюрнбергские принципы и их влияние на формирование международных уголовных судов в современных условиях (Диссертация 2003)
[стр. 46]

Геринга в бомбардировке Ковентри, хотелось бы отметить, что преступные действия одной стороны никогда не могут служить оправданием и тем более основанием для освобождения от ответственности другой.
Современные международные уголовные трибуналы также постоянно подвергаются обвинениям в несправедливости, предвзятости, применении двойных стандартов.

Так, Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии обвиняют в том, что он, рассматривая международные преступления сербов, не затрагивает преступлений, совершенных албанской стороной1, а также преступлений, совершенных силами НАТО, бомбежек с 24 марта 1999 г.
по 10 июня 1999
г.2.
Однако успешное осуществление Международным
трибуналом по бывшей Югославии правосудия, несмотря на все обвинения и нападки, принятие и вступление в силу, несмотря на активное сопротивление некоторых держав, Римского статута 1998 г.
означает не просто окончательное утверждение Нюрнбергского принципа индивидуальной ответственности физических лиц за совершение международных преступлений, но также дополнение его международно-правовым обычаем,
утвердившимся в конклюдентных действиях международного сообщества, преступные действия одной стороны никогда не могут служить оправданием и тем более основанием для освобождения от ответственности другой.
Без этого положения функционирование любого органа международной юстиции тормозилось бы постоянными взаимными обвинениями спорящих сторон.

Дальнейшее развитие международное права в направлении, определенном Уставом и Приговором Нюрнбергского трибунала изменили как понимание
«суверенитета», так и понимание «внутренних дел государства».
В современном международном праве
систематические, достоверно подтвержденные грубые нарушения прав человека и основных свобод, такие, например, как апартеид,
расовая дискриминация, не могут 'См.: Информационный бюллетень Министерства иностранных дел РФ от 13.06.2002 г.
www.ln.mid.ru/wcbsilc/nsdmo.nsf.
2Перечень обвинений МБТЮ см.
на сайте
vvww.raven.kicv.uaЛЮSSIER/9/2(X)0/ugosl.htm.
[стр. 44]

руководителей Германии, процесс ни коим образом не затронул руководителей стран, санкционировавших бомбежки Дрездена1 и Хиросимы2, допустивших варварское поведение Советской Армии в Восточной Пруссии.
Не вдаваясь в споры по этому поводу и по поводу мотивов снятия Нюрнбергскими судьями обвинений с Геринга в бомбардировке Ковентри, хотелось бы отметить, что преступные действия одной стороны никогда не могут служить оправданием и тем более основанием для освобождения от ответственности другой.
Современные международные уголовные трибуналы также постоянно подвергаются обвинениям в несправедливости, предвзятости, применении двойных стандартов.

Гак Международный Трибунал по Югославии обвиняют в том.
что он, рассматривая международные преступления сербов, не затрагивает преступлений совершенных албанской
стороной3, а также преступлений, совершенных силами НАТО — бомбежек с 24 марта 1999 года по 10 июня 1999 года4.
Однако успешное осуществление Международным
Трибуначом по Югославии правосудия, несмотря на все обвинения и нападки, принятие и вступление в силу, несмотря на активное сопротивление некоторых держав, Римского Статута 1998 г.
означает не просто окончательное утверждение Нюрнбергского принципа индивидуальной ответственности физических лиц за совершение международных преступлений, но также дополнение его международно-правовым обычаем,
утвердившегося в конклюдентных действия международного сообщества — преступные действия одной стороны никогда не могут служить оправданием и тем более основанием для освобождения от ответственности другой.
Без этого положения функционирование любого органа международной юстиции тормозилось бы постоянными взаимными обвинениями спорящих сторон.

Что касается роли победы в организации и проведении Нюрнбергского процесса, то она, действительно, была здесь немаловажным фактором.
Являясь 1 В феврале UM5 гола, когда исход войны был уже предрешен, английская авиация подвергла Дрезден бомбардировкам, и возникшие а ю роде сильнейшие пожары испепелили десятки тысяч мирных жи телей.
2 Удары атомными бомбами, нанесенные американской авиацией по городам Хиросима и Нагасаки унесли жкзни co'jkh тысяч мирных жителей.
Только в марте 1945 года американские самолеты засылали Токио зажигательными бомбами, уничтожив От 80 тысяч до 100 тысяч человек.
5 Информационный бюллетеня М инистерства иностранных дел РФ от 13.06.2002 i.
www.ln,miобвинений МБТЮ см.
на сайте mvw.ravcn.kicv.ua/DOSSlER^OOQ/ugosl.Irtm

[стр.,45]

объединяющим в едином порыве стимулом, она была, в том числе, и одним из оснований для осуществления юрисдикции международным судебным органом в отношении граждан отдельного государства.
{Те следует забывать абсолютность * суверенитета в международном праве того времени.
Во вступительной речи обвинитель от Франции заявлял, что т.к.
германского государства не существует, нет и, государственных юридических органов, способных сделать выводы в отношении отдельных лиц, виновных в совершении международных преступлений.
“Верховная власть над всей германской территорией в отношении всего германского населения, осуществляется четырьмя совместно действующими * державами.
Поэтому следует признать право этих государств, осуществляющих верховную власть на территории Германия в отношении ее населения, передать на рассмотрение органов правосудия дело об этой виновности”1.
Таким образом, французский обвинитель обосновал правоспособность Международного военного трибунала не его экстерриториальной юрисдикцией, а правопреемством государств-победителей в отношении побежденного государства.
Дальнейшее развитие международное права в направлении, определенном Уставом и Приговором Нюрнбергского трибунала изменили как понимание
“суверенитета”, так и понимание “внутренних дел государства”, В современном международном праве систематические, достоверно подтвержденные грубые нарушения прав человека и основных свобод, такие, например, как апартеид, ф расовая дискриминация, не могут рассматриваться в качестве дел, входящих исключительно во внутреннюю компетенцию государства.
В то же время Устав и Приговор Нюрнбергского трибунала не знали такой квалификации международных преступлений против человечности, как геноцид, апартеид и расовая дискриминация.
Однако именно ими впервые эти преступления были оценены как международные преступления, квалифицированные как преступления # против человечности, а не как “общеуголовные” преступления.
Позднее в развитие идей трибунала, как уже указывалось выше, были приняты Конвенция 1948 года о 1 Нюрнбергский процесс нал главными немецкими военными преступниками/ ред.
Р.А.
Руденко М.: Юридическая литература, 1957-Г96Г.
*т.
I -4 0 0 с.


[стр.,183]

Заключение.
Изучение влияния Нюрнбергских принципов на современные трибуналы ad hoc и их правоприменительную практику, а также на формирование международного уголовного суда позволяет сделать следующие теоретические выводы и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации.
1.
В современном международном праве
практически стерлась грань между применением норм международного гуманитарного права как к международным, так и внутригосударственным конфликтам: сегодня не только “правила Женевы”, но и “правила Гааги” распространяются на любые вооруженные конфликты, независимо от их характера.
Распространение международно-правовой ответственности за военные преступления, преступления против человечности, совершаемые в период вооруженных конфликтов как международною, так и немеждународного характера, — современная концепция международного гуманитарного права.
2.
Дальнейшее развитие международного уголовного права как отрасли современного международного права в направлении, определенном Уставом и Приговором Нюрнбергского трибунала, оказали существенное влияние на понят ие суверенитета государства, на его ограничение в определенных пределах.
В современном международном праве систематические, достоверно подтвержденные грубые нарушения прав человека и основных свобод, такие, например, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, преступления против человечности не могут рассматриваться в качестве дел, входящих исключительно во внутреннюю компетенцию государства.
Право государства судить в национальных судах своих граждан или иных лиц, совершивших преступления на территории данного государства, не исключает индивидуальную уголовную ответственность физических лиц за совершение международных преступлений в международных трибуналах специального или постоянного характера.
3.
Современное международное гуманитарное право требует от индивида, в том числе действующего по приказу военного руководства, самостоятельной оценки ситуации и проявления самостоятельной воли под

[Back]