Проверяемый текст
Костенко Н.И., Международное уголовное право: современные теоретические проблемы. // М.: Издательство «Юрлитинформ», 2004
[стр. 51]

1.4.
Токийский международный военный трибунал: международноправовая сущность и значение Как известно, вопрос о наказании военных преступников возник еще в начале Второй мировой войны.
4 декабря 1941 года правительство СССР выступило с Декларацией, в которой впервые в истории было заявлено, что наказание гитлеровских преступников неразрывно связано с обеспечением прочного справедливого мира.
«После победоносной войны, — указывалось в Декларации,— и соответственного наказания гитлеровских преступников задачей союзных государств будет обеспечение прочного и справедливого мира»1 .
Как уже было сказано выше, созданный на основе соглашения между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г.
Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками европейских стран
осудил в октябре 1946 г.
в Нюрнберге главных немецких военных преступников за совершенные ими преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.
Двенадцать из них были приговорены к смертной казни через повешение, а семеро— к различным срокам тюремного заключения.
Трибунал также объявил преступными руководящий состав национал-социалистической партии, СС, СД и гестапо.
Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией от И декабря 1946 г.
подтвердила принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в
его Приговоре.
Таким образом, ООН признала, что агрессивная война, военные преступления и преступления против человечности являются тягчайшими международными преступлениями.
На основе Нюрнбергских принципов был образован Международный военный трибунал для Дальнего Востока.
1Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны.
Т.I.
М.
1944.
С.
169.
[стр. 17]

Главный вывод, нашедший подтверждение в приговоре Нюрнбергского трибунала, заключается в том, что за тяжкие международные преступления несут политическую и материальную ответственность государства-агрессоры и уголовную ответственность конкретные физические лица.
«Утверждалось, говорится в приговоре, что международное право рассматривает лишь действия суверенных государств, не устанавливая наказания для отдельных лиц, и далее утверждалось, что там, где рассматриваемое действие являлось действием, совершенным государством, то лица, которые практически осуществляли это, не несут личной ответственности, а стоят под защитой доктрины о суверенности государства.
По мнению Трибунала, оба эти утверждения были отвергнуты.
Уже давно было признано, что международное право налагает долг и обязанности на отдельных лиц так же, как и на государства»1 .
Генеральная Ассамблея ООН в резолюции от 11 декабря 1946 г.
подтвердила принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в
приговоре трибунала2 , о которых пойдет речь во второй главе.
Нюрнбергский и Токийский процессы оказали огромное влияние на развитие норм и принципов международного права об ответственности за международные преступления.
2.
Учреждение и юрисдикция международных уголовных трибуналов длябывшейЮгославиииРуанды События на территории бывшей Югославии и в Руанде, повлекшие человеческие жертвы и нарушения международного гуманитарного права, способствовали тому, что Совет Безопасности ООН в чрезвычайном порядке образовал в 1993 и 1994 гг.
два международных уголовных суда Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г.3 , и Меж1 См.: Нюрнбергский процесс.
Суд над нацистскими судьями.
Сборник ма териалов.
М, 1970.
С.
127.
2 См.: Международное гуманитарное право в документах.
М, 1996.
С.
523.
3 См.: Там же.
С.
532-535.
19

[стр.,100]

гнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 г.
о предупреждении геноцида и наказания за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены»1 .
И так, как мы видим, ответственность возникает непосредственно в силу международного уголовного права, независимо от того, предусмотрено ли такое деяние в качестве преступного во внутреннем праве.
Нормы международного уголовного права не только устанавливают преступность деяния, но и определяют принципы уголовного преследования, о чем говорилось выше, осуждения и наказания физических лиц.
На основе норм создаются международные суды (трибуналы), непосредственно применяющие международное право к индивидам.
Так, Лондонским соглашением от 8 августа 1945 г.
между СССР, Великобританией, Францией и США «О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси» был учрежден Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками европейских стран оси и принят Устав названного Трибунала.
Трибунал содержал три вида преступлений: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности, о чем говорилось выше.
Согласно Уставу был создан Комитет по расследованию дел и обвинению главных военных преступников, основная функция которого заключалась в проведении предварительного досудебного расследования и подготовке обвинительного акта.
В Уставе содержались процессуальные права и гарантиидля подсудимых.
Устав содержал права и обязанности Трибунала, а также четко регламентировалась судебная процедура.
Приговор Трибунала являлся окончательным и не подлежал пересмотру.
Устав предоставлял Трибуналу право приговорить виновного к смертной казни или другому наказанию, которое он сочтет справедливым.
' См.: Международное гуманитарное право в документах.
М., 1996.
С.
528-529.
101

[Back]