Проверяемый текст
Сафиуллина, Ирина Петровна; Нюрнбергские принципы и их влияние на формирование международных уголовных судов в современных условиях (Диссертация 2003)
[стр. 68]

Невозможно отрицать тот факт, что создание Трибунала установило прецедент исключительной важности, который, как мы надеемся, международное сообщество будет использовать в будущем всякий раз, когда возникнет необходимость в отправлении международного правосудия полностью беспристрастным образом»1.
В докладе Генерального секретаря, предшествовавшем учреждению Трибунала, подчеркивалось, что Трибунал должен применять, но не создавать нормы материального права.
При этом он должен применять устоявшиеся нормы гуманитарного права, т.е.
нормы, которые, без всякого сомнения, являются частью обычного права, с тем чтобы не вставала проблема неучастия в отдельных конвенциях некоторых государств.
Сам Устав и подготовительные материалы свидетельствуют о том, что ко всем стадиям конфликта на территории бывшей Югославии должны применяться нормы, регулирующие международные вооруженные конфликты, в то время как далеко не все они в действительности являлись международными.
Некоторые авторы утверждают, что конфликты на территории бывшей Югославии являются международными по своему характеру.
В противном случае, если рассматривать отдельные конфликты в качестве немеждународных, то виновники самых жестоких злодеяний могут оспорить правомерность преследования за серьезные нарушения Женевских конвенций и Протокола I, а нарушения общей статьи 3 Женевских конвенций, касающейся внутренних конфликтов, не составляют серьезных нарушений, являющихся объектом универсальной юрисдикции.
В действительности в бывшей Югославии были внутренние конфликты и международные конфликты.
Военные действия между боснийскими хорватами и мусульманами против боснийских сербов составляли внутренний конфликт,
1 Доклад Международного трибунала по бывшей Югославии: А/49/342.
S/94/I007.
29 august 1994.
Р.
9.
[стр. 54]

создать международное уголовное правосудие, начавшаяся холодная война стада препятствием на пути осуществления международного правосудия в отношении военных преступлений и преступлений против человечества.
От конфликта к конфликту страдали миллионы ни в чем не повинных людей, тем временем как виновные в преступлениях крайне редко несли наказание.
После окончания холодной войны, ситуация начала меняться.
В ответ на ужасы ‘'этнических чисток” в бывшей Югославии Совет Безопасности Организации Объединенных Наций создал в 1993 году специальный Международный уголовный Трибунал по Югославии (МБТЮ).
Это был смелый шаг ООН.
Может быть, он стал возможным потому, что речь шла о Европе, жертвами чисток были европейцы.
Власти стран Западной Европы решили, что зверства могут совершаться где угодно, но не на их континенте, не в Европе.
На основании югославского прецедента, после геноцида 1994 года1, был создан и Трибунал по Руанде (МУТР)2.
Несмотря на множество препятствий, эти трибуналы действуют достаточно успешно.
В первом ежегодном докладе Международного трибунала по Югославии за # 1994 г., представленном Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее, отмечалось: “Разумеется, что именно Совет Безопасности и только он должен определять наличие особых обстоятельств в соответствии с главой VII Устава, которые оправдывают создание уголовного органа, компетентного рассматривать дела о широкомасштабных нарушениях прав человека.
Невозможно отрицать тот факт, что создание Трибунала установило прецедент исключительной важности,
# который, как мы надеемся, международное сообщество будет использовать в будущем всякий раз, когда возникнет необходимость в отправлении международного правосудия полностью беспристрастным образом”3.
Учреждение этих зрибуналов и результаты их работы могут привести к радикальным переменам, поскольку привлекает внимание международной общественности к необходимости создания постоянно действующего # Международного уголовного суда.
Кроме того, изменения в этой области мо!ут 1 О ситуации в Руанде к моменту создания международного трибунала по Руанде см.
также Хилсум )\.
Руанда.
Беженцы и лина.
причастные к геноциду; Хыобэил М.
Руанда.
Геноцид;//Воснные преступления: это надо знать всем / научи, ред.
ЕО.М Колосов, М.; ТЕКСТ, 2002.
г В результате геноцида в Руанде погибло от 500 тысяч до I миллиона человек// Rapport preliminairc de la Commission d'cxperts i«dependants elablie conformemcnnt a la resolution 935 (1994) du Conseil de Secunce.
Doe.ONU S/1994/1125, 4 ociobrc 1994, p.12.
§43, Rapport sur la situation des rftoils de I’liOmme ou Rwanda, Doe.ONU Л/49/508.
13 oeiobie 1994, p.
7, § 24.
••Док.
ООН A/49/342, S/1994/1007.
n.
47.


[стр.,80]

признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта.
Кроме того, нарушения законов или обьгчаев войны как состав преступления предусмотрен также только уставом трибунала по Югославии.
Очевидно, что Совет Безопасности при принятии устава трибунала по Югославии трактовал конфликт как международный, а при принятии устава трибунала по Руанде такой трактовки не предполагалось, и конфликт расценивался как внутригосударственный.
В докладе Генерального секретаря, предшествовавшем учреждению Трибунала, подчеркивалось, что Трибунал должен применять, но не создавать нормы материального права.
При этом он должен применять устоявшиеся нормы гуманитарного права, т.
е.
нормы, которые, без всякого сомнения, являются частью обычного права, с тем чтобы не вставала проблема неучастия в отдельных конвенциях некоторых государств.
Сам Устав и подготовительные материалы свидетельствуют о том, что ко всем стадиям конфликта на территории бывшей Югославии должны применяться нормы, регулирующие международные вооруженные конфликты, в то время как далеко не все они в действительности являлись международными.
Некоторые авторы утверждают, что конфликты на территории бывшей Югославии являются международными по своему характеру1.
В противном случае, если рассматривать отдельные конфликты в качестве немеждународных, то виновники самых жестоких злодеяний могут оспорить правомерность преследования за серьезные нарушения Женевских конвенций и Протокола I, а нарушения общей статьи 3 Женевских конвенций, касающейся внутренних конфликтов, не составляют серьезных нарушений, являющихся объектом универсальной юрисдикции2.
В действительности в бывшей Югославии были внутренние конфликты и международные конфликты.
Военные действия между боснийскими хорватами и мусульманами против боснийских сербов составляли внутренний конфлик т,
тогда как военные действия между' ними и югославской армией до ее ухода весной 1992 1См.: O’Brien J.
С.
Current Developments // American Journal of International Law.
199.1 К -1.p.
647.
• По проблемам, возникающим в снязн с мемежлунарплнмми вооруженными конфликтами, см.
Г.
Градицкий Личная уголовная ответственность за нарушение международною tумянтарного нрава, применяемого о стуац ии немеждународного вооруженного конфликта// Международный Журнал Красного К реста1998 * 20 35-{»8 с.

[Back]