Проверяемый текст
Сафиуллина, Ирина Петровна; Нюрнбергские принципы и их влияние на формирование международных уголовных судов в современных условиях (Диссертация 2003)
[стр. 74]

национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: а) убийство членов такой группы; б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; в) умышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Наказывается также заговор с целью совершения геноцида; прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида и покушение на совершение геноцида.
А статья 5 предусматривает судебное преследование лиц за преступления, совершенные в ходе вооруженного конфликта, будь то международного или внутреннего характера, и которые направлены против любого гражданского населения: а) убийства; б) истребление; в) порабощение; г) депортация; д) заключение в тюрьму; е) пытки; ж) изнасилования; з) преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам; и) другие бесчеловечные акты.
Юрисдикция Трибунала распространяется только на физических лиц (статья 6).
Устав также не допускает каких-либо исключений из круга уголовной ответственности в зависимости от должностного положения конкретного лица.
Официальный статус обвиняемого, будь он в качестве главы государства или правительства, или высокого по рангу должностного лица, не освобождает его от уголовной ответственности и не может служить основанием для снижения меры наказания.
Статус также не допускает исключений для руководящего состава в отношении актов серьезных нарушений международного гуманитарного права, совершенных лицами подчиненного состава, когда руководитель знал или должен был быть в курсе относительно предпринятых
[стр. 63]

Преступления против человечности.
Международные трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование лиц, ответственных за следующие преступления, когда они совершаются в ходе вооруженного конфликта, будь то международного или внутреннего характера, и направлены против любого гражданского населения (когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население по национальным, политическим, этническим, расовым1 или религиозным мотивам — формулировка устава по Руанде): убийства, истребление, порабощение, депортация, заключение в тюрьму, пытки2, изнасилования, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, другие бесчеловечные акты.
Эти преступления объединены под общей формулировкой — преступления против человечности.
Судебная Камера в деле Prosekutor v.
Kupreskic указала, что “даже единственное действие может быть расценено как преступление против человечности, если оно было совершено в рамках широкомасштабной и систематичной компании”.3 Анализируя составы преступлений против человечества необходимо отметить, что элементы преступлений против человечности, серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 года (серьезных нарушений статьи 3, общей для Женевских конвенций от 12 августа 1949 года о защите жертв войны, и Дополнительного протокола II к ним от 8 июня 1977 года) и геноцида достаточно схожи.
Однако, для квалификации преступлений в качестве серьезного нарушения Женевских конвенций 1949 года или (серьезных нарушений статьи 3, общей для Женевских конвенций от 12 августа 1949 года о защите жертв войны, и Дополнительного протокола II к ним от 8 июня 1977 года) необходимо наличие вооруженного конфликта, международного или немежду народного характера, для кв&чификации преступления геноцида необходимо наличие особого объекта национальной, этнической, расовой, религиозной группы людей и субъективной 1 О проблемах рисовой дискриминации см.
чакже Иететои Ю.А.
Ликвидация расовой дискриминации • ирнновой императив человечества.// Московский журнал международного нрава -1998 спецвыпуск.
2См.
подробнее Яковлек А.М.
Конвенция против пыток//М осковский журнал международного права 1998 спецвыпуск.
' Prosekutor v.
Kuprcskic Case Jft> V1795/16

[стр.,67]

международного права и обязались принимать меры предупреждения и карать за его совершение”'.
В 1948 году была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, в которой было определено точное юридическое понятие геноцида.
Согласно этому определению, под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: a) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; c) умышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; e) насильственная передача детей из одной человеческой фуппы в другую.
Под “жизненными условиями”, рассчитанными иа полное или частичное физическое уничтожение, трибуналы понимали умышленное лишение ресурсов насущно необходимых для выживания, таких, как продовольствие или медицинское обслуживание, или систематическое изгнание из жилищ, но не ограничивались ими.
Главное, чтобы это деяние было совершено в контексте явной л и ш аналогичного поведения, направленного против группы людей, объединенных по национальному, этническому, расовому или религиозному признаку, которое само по себе могло привести к такому уничтожению.
Термин “насильственно, как укапала Судебная камера, не ограничивается применением физической силы и может включать в себя уфозу силой или принуждение, вызванное как страхом перед насилием, грубым принуждением, задержанием, так и психологическим давлением или злоупотреблением властью 1Текст цитируется по справочной правовой системе ‘Тарант”

[стр.,68]

по отношению к такому лицу или лицам или другому лицу, либо с использованием обстановки, характеризующейся принуждением’’1.
При толковании “мер, рассчитанных на предотвращение деторождения” Судебная Камера исходила из того, что они не были оправданы необходимостью медицинского или больничного лечения лица или лиц и не было совершено с его согласия, выражающего истинную волю.
При этом под согласием, выражающим истинную волю не может пониматься согласие, полученное путем обмана.
Однако к мерам, рассчитанным на предотвращение деторождения не могут относиться контрацептивные меры, которые на практике не имеют постоянного действия2.
11аказуемым является не только геноцид, но и заговор с целью совершения геноцида, и прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, и покушение на совершение геноцида, и соучастие в геноциде.
Конвенция разрешила и проблему юрисдикции по делам о преступлениях геноцида: рассмотрение такого рода дел должно производиться в компетентных судах того государства, на территории которого было совершено преступление, или таким международным уголовным судом, который может быть создан участниками конвенции.
Совершенно очевидно, пишет М.Н.
Андрюхин, что “право государства судить в национальных судах лиц, совершивших преступления на территории данного государства, вытекает из его суверенитета’” .
Лишение государства такого права есть ничто иное, как нарушение его суверенитета.
Однако необходимо также иметь в виду, что особенност ью преступления геноцида является его политическая окраска.
Это преступление, которое чаще всего совершается при активном участии государства, путем проведения особой политики, направленной на уничтожение определенных групп населения по этническому, расовому, национальному или религиозному признаку.
Опыт гитлеровской Германии показал, насколько большим оказалось значение различных организаций и групп, которые были проводниками и исполнителями политики подобною рода.
Огромный государственный аппарат оброс рядом таких организаций, как “СС” и “СД”, ' Prosccutor v.
Kunarac, Kovuc and Vukovic Case**Foca” № IT-96-23 and 1T-96-23-* ! ‘ Prosecutor v.
Furunddzija Case “Lasva Valley" № IT-95-17/1 ’ Андрюхин М.Н.
Геноцид — тягчайшее пресгупление против человечества.
М.: Госюриздат, 1961, 101с.

[Back]