Проверяемый текст
Новиков Михаил Леонович, Обзорно-аналитический материал по итогам исследования потребностей инвалидов в специальных условиях труда и существующих барьеров на рабочем месте / Москва, 2007 год.
[стр. 288]

288 ния» и «перевод материалов в подходящий формат (например, азбука Брайля)».
Пока работодателю получить данные услуги, также, негде.
9) Инвалиды со всеми формами ограничений в ходе исследования часто в качестве барьера называли то, что из-за инвалидности они не смогли получить необходимого образования и профессиональных навыков.
В определённой степени следствием этого является то, что со многими инвалидами проводили собеседования, но никогда не предлагали работу (недостаток образования и профессиональных навыков оказались в тесной корреляционной связи с трудностями получения работы после проведённого собеседования).
Это показывает, что проблемы трудоустройства находятся в зависимости от возможности и условии получения людьми с инвалидностью образования и профессиональных навыков.
И пока инвалиды не будут иметь полноценного доступа к образовательной системе, проблемы их трудоустройства останутся нерешёнными.
Для того, чтобы начать менять ситуацию уже сейчас требуются программы профессиональной подготовки и переподготовки безработных людей с инвалидностью, которые будут строиться на основе краткосрочных курсов.
То, что нынешние программы в этом направлении малоэффективны, показывает выявленная в исследовании неудовлетворённость инвалидов имеющимися профессиональными навыками.
10) Рассмотренные в пункте № 9 барьеры в своей основе имеют не только объективные причины в виде отсутствия необходимого образования и профессиональных навыков, но и субъективные в виде психологической неуверенности в собственных силах со стороны инвалидов.
Напомним, что дословно барьеры в опросе звучали
как, «я считаю, что из-за своей инвалидности я не получил необходимого образования» и «я считаю, что из-за своей инвалидности я не получил необходимых профессиональных «я не могу добиться приглашения на собеседование», «я не решаюсь попросить о создании специальных условий труда», «я не знаю, какую работу хочу в долгосрочной перспективе» и «меня устраивает возможность сидеть дома и не работать» (также, часто отмечаемые в исследовании инвалидами со всеми формами ограничений) и становится очевидным необходимость психологической подготовки инвалидов к
[стр. 104]

103 Трудоустройство людей с инвалидностью ренными «наличием специального оборудования для выполнения работы», предоставлением «специальных приспособлений (программ) для компьютера», а также «помощью в транспортировке к месту работы и обратно домой».
Наиболее часто упоминаемыми со стороны инвалидов с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности барьерами на рабочем месте стали: «физическая среда, где я живу, не позволяет мне добираться до работы (на собеседование)» 78,5 % и «физическая среда на рабочем месте не позволяет мне добираться до работы (на собеседование или на работу)» 64,5 %.
Весьма популярными оказались ответы: «у меня недостаточно физических сил работать целый день» 55,9 %, «если я буду работать, я потеряю льготы, связанные с инвалидностью, поэтому я не хочу работать» 55,9 % и «со мной проводили собеседования, но никогда не предлагали работу» 51,6 %.
Отметим также, что часто в качестве барьеров на рабочем месте назывались «я не получил необходимых профессиональных навыков из-за инвалидности» 51,6 %, «я не получил необходимого образования из-за моей инвалидности» 49,5 % и «мои родственники не хотят, чтобы я работал» 49,5 %.
Если оценивать актуальность барьеров на рабочем месте для инвалидов с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности, то их список оказался очень широк.
Наиболее часто являются барьерами: «физическая среда, где я живу, не позволяет мне добираться до работы (на собеседование)», «физическая среда на рабочем месте не позволяет мне добираться до работы (на собеседование или на работу), «у меня недостаточно физических сил работать целый день», «я не получил необходимых профессиональных навыков из-за инвалидности» и «я не получил необходимого образования из-за моей инвалидности».
Весьма актуальны и такие барьеры: «я не знаю, какую работу хочу в долгосрочной перспективе», «для меня не созданы специальные условия на рабочем месте», «со мной проводили собеседования, но никогда не предлагали работу».
Все перечисленные барьеры были отмечены более чем в 40 % варианта ответа «часто является барьером» и часто встречаются в варианте ответа «иногда является барьером».
Близки к этому показателю оказались барьеры «если я буду работать, я потеряю льготы, связанные с инвалидностью, поэтому я не хочу работать», «я не могу добиться приглашения на собеседование» «я боюсь работать целый день из-за жестких требований к работе» и «я просил создать специальные

[стр.,108]

107 Трудоустройство людей с инвалидностью водили собеседования, но никогда не предлагали работу».
Также, следует отметить, что в качестве актуальных барьеров на рабочем месте часто упоминаются уже обозначенные социальные факторы: «я не получил необходимых профессиональных навыков из-за инвалидности», «я не получил необходимого образования из-за моей инвалидности» и, как следствие указанных барьеров, «я не знаю, какую работу хочу в долгосрочной перспективе».
Часто упоминаемый последний вариант подтверждает результаты затруднения респондентов в указании желаемого места работы и развития карьеры.
В качестве наименее актуальных барьеров на рабочем месте были указаны: «меня устраивает возможность сидеть дома и не работать», «дорогой мне человек (супруг, подруга) не хочет, чтобы я работал», «я должен (должна) заботиться о детях, и поэтому не могу работать» и «мои коллеги не поддерживают меня (не помогают мне) на работе».
Значительное количество инвалидов (20,6 %) указали местом своей работы общественные объединения.
Причиной этого отчасти стало то, что во всех регионах полевые исследования проводились сотрудниками общественных объединений и одними из первых они проанкетировали своих коллег.
Хотя тенденция роста трудовой занятости значительной части людей с инвалидностью именно в секторе НКО прослеживается достаточно четко.
Инвалиды, работающие в общественных объединениях, наиболее часто в качестве потребностей в специальных условиях труда называли «гибкий график работы» 79,2 %, «регулярные перерывы в течение рабочего дня» 68,8 %, «помощь в транспортировке к месту работы и обратно домой» 68,8 %, «наличие специального оборудования для выполнения работы» 63,6 %, «уменьшение физической нагрузки на работе» 62,3 % и «дополнительный контроль и обратная связь, помощь наставника» 61,0 %.
Наименее удовлетворены сотрудники общественных объединений наличием «специального оборудования для выполнения работы» и «специальных приспособлений (программ) для компьютера», а также «переводом материалов в подходящий формат (например, азбука Брайля)» и предоставлением «сурдопереводчиков или дополнительных устройств для общения».
По перечисленным потребностям в специальных условиях труда сумма ответов «условия никогда не были созданы» и «не удовлетворен» превысила показатель в 50 % от общего количества респондентов, отметивших данный вариант.
Отметим только небольшое общее количество человек, отметивших в

[стр.,126]

125 Трудоустройство людей с инвалидностью венных организаций или общественных объединений, которым от государственных структур будут делегированы соответствующие полномочия и предоставлены финансовые средства.
Эти организации должны обеспечить и предоставление таких услуг, как сурдоперевод и дополнительные устройства для общения и перевода материалов в подходящий формат (например, на азбуку Брайля).
9) Проблемы трудоустройства находятся в зависимости от возможности и условий получения людьми с инвалидностью образования и профессиональных навыков.
Пока инвалиды не будут иметь полноценного доступа к образовательной системе, проблемы их трудоустройства останутся
нерешенными.
Недостаток образования и профессиональных навыков
находится в тесной корреляционной связи с трудностями получения работы после проведенного у работодателя собеседования.
Чтобы начать менять ситуацию, требуются программы профессиональной подготовки и переподготовки безработных людей с инвалидностью, например на основе краткосрочных курсов.
Нынешние программы в этом направлении малоэффективны,
что приводит к неудовлетворенности инвалидов профессиональными навыками и бесперспективности в трудоустройстве.
10)Отсутствие необходимого образования и профессиональных навыков у инвалидов ведет к психологической неуверенности в собственных силах.
Напомним, что дословно барьеры в опросе звучали
так: «я считаю, что из-за своей инвалидности я не получил необходимого образования» и «я считаю, что из-за своей инвалидности я не получил необходимых профессиональных навыков».
К ним следует добавить: «я не могу добиться приглашения на собеседование», «я не решаюсь попросить о создании специальных условий труда», «я не знаю, какую работу хочу в долгосрочной перспективе» и «меня устраивает возможность сидеть дома и не работать».
Становится очевидной необходимость психологической подготовки инвалидов к успешному трудоустройству.
Данная подготовка может осуществляться в виде Клубов ищущих работу с психологическими и практическими тренингами по навыкам поиска и закрепления на работе, проводимыми по программам для людей с инвалидностью.
11)Люди с инвалидностью часто отмечают проблемы во взаимоотношениях, а зачастую и откровенную дискриминацию со стороны работодателей и коллег по работе.
Такие барьеры, как «для меня не созданы специальные условия на рабочем месте», «я просил создать специальные условия, но они не были созданы», «на рабочем месте

[Back]