проникновение во внутренний мир другого человека, в его чувства, мысли, ожидания и стремления. Эмпатия основывается на предположении, что в одинаковых обстоятельствах все люди переживают одинаковые чувства и ощущения и это позволяет им понять другие точки зрения, идеи и различные культурные явления. На этом основании развивается способность человека представить себя на месте другого человека, принять его мировоззрение, понять его чувства, желания, поступки. Таким образом, использование эмпатии с её стремлением понять проблему культурных различий изнутри и найти необходимые пути и способы для взаимопонимания значительно увеличивает вероятность того, что между партнёрами возникнет понимание. К базовым в исследуемой проблеме мы относим термин «культура», являющийся многозначным и наиболее часто употребляемым в гуманитарном знании. Анализ работ но истории культуры показал многозначность определений термина, множественность теорий, подходов к его рассмотрению. В античном сознании термин «культура» отождествляется с пайдейей, т.е. образованностью; в эпоху средневековья с культом, т.е. способностью человека раскрыть собственный потенциал в любви к боту; в эпоху Возрождения с активным началом в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию. В середине XIX века из общих идей просветительства выделились две прямо противоположные точки зрения на культуру: первая (Ж.Ж. Руссо [159; 160; 17], Ф. Ницше [289], М. Хайдеггер [433], Ж.П. Сартр [367], 3. Фрейд [430], Э. Фромм [432], Франкфуртская школа [245]) рассматривает культуру как фактор, негативно влияющий на развитие личности, вторая (Ф.М. Достоевский [135], JI.H. Толстой [4! 1], А. Швейцер [447], Р. Роллан [354]) как средство облагораживания человека, превращения в собственно человека. В словарно-энциклопедической литературе можно найти большое количество значений термина «культура»: 1) совокупность достижений чс106 |
14 тичном сознании термин «культура» отождествляется с пайдейей, т.е. образованностью; в эпоху средневековья с культом, т.е. способностью человека раскрыть собственный потенциал в любви к богу; в эпоху Возрождения с активным началом в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию. В середине XIX века из общих идей просветительства выделились две прямо противоположные точки зрения на культуру: первая (Ж.Ж. Руссо, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, 3. Фрейд, Э. Фромм, Франкфуртская школа и др.) рассматривает культуру как фактор, негативно влияющий на развитие личности, вторая (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А. Швейцер, Р. Роллан) как средство облагораживания человека, превращения в собственно человека (110). Американские антропологи А. Кребср и К. Клакхои проанализировали более 150 определений культуры и расширили перечень определений культуры за счет включения новых интерпретаций, сгруппировав их следующим образом: описательные, исторические, нормативные, ценностные, психологические, определения на базе теорий обучения, структурные, идеологические, символические (81). В словаре по мировой художественной культуре можно найти большое количество значений термина «культура»: «1) совокупность достижений человечества во всех сферах его жизнедеятельности; 2) высокий уровень развития какого-либо вида человеческой деятельности; 3) современный уровень развития просвещения и образования в историческом развитии какого-либо общества; 4) определенная совокупность передаваемых из поколения в поколение символов, идей, ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою совместную жизнь, и т.д.» (59, с. 198). Энциклопедия «Народы России» (136, с. 456) дает следующее определение: «культура это система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека... Она охватывает все стороны жизни человека биологи |