В этой связи необходимость исследования проблемы культуры межнационального общения связана с рядом обстоятельств: изменением социально-политической структуры общества, обострением межнациональных отношений, миграцией населения, переходом экономики на рыночные механизмы и, соответственно, новыми социальными требованиями к воспитательным структурам. Эти требования четко выражены в законе об образовании, в концепции общего среднего образования, являющимися вехами государственной национальной политики Российской Федерации в деле возрождения культурносозидательной роли образования, его развитии на основе национальных традиций, его демократизации и гуманизации. Эти методологические документы являются ориентиром построения современной образовательной системы и выработки новой доктрины образования в поликультурном социуме. Как уже отмечалось, особенность национальных регионов в современных условиях состоит в становлении такого социума, который отражает специфические характеристики этнического многообразия и служащего универсальной образовательной средой социализации детей разных национальностей, включающей в себя как формальные (детские сады, школы, училища, вузы), так и неформальные (семья, друзья, соседи, общности) структуры. В этих условиях требуется разработка проблемы идентификации личности в поликультурной среде, механизмов межкультурного взаимодействия. Анализ существующего опыта воспитания культуры межнационального общения в профессиональной школе ряда регионов страны позволил определить его положительные стороны, а также выявить противоречия, которые мешают решению данной проблемы: объективная потребность обретения нового видения национальной жизни и межнационального взаимодействия, основывающегося на принципах глобализма универсальных, общечеловеческих ценностей, и сохраняющаяся ориентация на соблюдение интересов определенной 156 |
322 вания в России и странах СНГ. Кроме того, стал расширяться масштаб общего видения проблемы, начал расти интерес к зарубежному опыту ее решения в условиях гражданского общества (концепции «диалога культур», «мультикулыурного образования», «глобального образования» и т. п.). В контексте данной парадигмы начались переосмысление и переоценка истории развития национальной школы в дореволюционной России и СССР. Внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений вызвано и геополитическим положением России как евроазиатского многонационального государства, в котором живут более 130 этносов, в том числе 89 коренных народов. Большинство государств планеты по данным ЮНЕСКО многонациональны и, следовательно, важнейшим условием их прочности становится формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, прежде всего в области образования. Одним из приоритетных направлений нашей работы мы считаем критическую переработку опыта, накопленного в области гражданского интернационального воспитания, выявление исходных условий и взаимосвязи развивающихся сегодня межэтнических отношений в российском образовательном пространстве. В этом контексте наши исследования направлены на разработку теории и практики поликультурного образования в ракурсе национальных и общечеловеческих ценностей, реализации межкультурного взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве региона. В этой связи необходимость исследования проблемы культуры межнационального общения связана с рядом обстоятельств: изменением социально-политической структуры общества, обострением межнациональных отношений, миграцией населения, переходом экономики на рыночные механизмы и, соответственно, новыми социальными требованиями к воспитательным структурам. Эти требования четко выражены в законе об образовании, в концепции общего среднего образования, являющихся вехами госу 323 дарственной национальной политики Российской Федерации в деле возрождения культурно-созидательной роли школы, ее развитии на основе национальных традиций, ее демократизации и гуманизации. Эти методологические документы являются ориентиром построения современной образовательной системы и выработки новой доктрины образования в поликультурном социуме. Как уже отмечалось, особенность национальных регионов в современных условиях состоит в становлении такого социума, как поликультурное образовательное пространство, отражающего специфические характеристики этнического многообразия и служащего универсальной образовательной средой социализации детей разных национальностей, включающей в себя как формальные (детские сады, школы, училища, вузы), так н неформальные (семья, друзья, соседи, общности и др.) структуры. В этих условиях требуется разработка и обоснование повой теории и практики поликультурного образования, в которой актуализируется социализация личности, возрастает значимость и роль воспитания детей. Методолог ия изучения особенностей поликультурного образования зависит от того, какие способы решения социально-педагогических проблем преобладают в обществе на данном этапе его развития. Чем сложнее общество, тем более широкий набор факторов необходимо учитывать, планируя практические действия. В нашем исследовании концептуальными выступали проблемы идентификации личности в поликультурной среде, механизмы межкультурного взаимодействия. Так, для более глубокого понимания сущности межкультурного взаимодействия и выявления его особенностей большое значение в нашей работе имели этнологические теории Ю. В. Бромлея, С. А. Арутюнова, Э. А. Бафамова, Л. Н. Гумилева, Гукалснко и др. На основе полученных ими данных и наших разработок мы пришли к выводу о том, что межкулыпурное взаимодействие это процесс, обусловленный одновременно природными (этноландшафтными \ и социальными, стереотипно поведенческими условиями взаимодействующих культур. Таким образом, гармоническая интер 324 культурная коммуникация требует понимания «чужих» стереотипов поведения, отраженных в национальных традициях, обычаях, и восприятия их путем перевода на «свои». Анализ существующего опыта воспитания культуры межнационального общения в средней профессиональной школе рада регионов страны позволил определить его положительные стороны, а также выявить противоречия, которые мешают решению данной проблемы: объективная потребность обретения нового видения национальной жизни и межнационального взаимодействия, основывающегося на принципах глобализма универсальных, общечеловеческих ценностей, и сохраняющаяся ориентация на соблюдение интересов определенной общности, группы (класса, нации, государства, профессионального объединения, творческого союза и др.); необходимость совершенствования межнациональных отношений среди учащейся молодежи и недостаточная разработанность теории развития и реализации концепции поликультурного воспитания, базовой культуры личности в сфере межнационального общения; специфика проявления культуры межнационального общения как качества учащегося в поликультурной школе и преимущественное использование содержания, традиционных форм и методов воспитательной работы, заимствованных из опыта прежней средней образовательной школы; необходимость для учащегося быть сознательным субъектом межнационального общения и отсутствие у учащихся разной национальности взаимного интереса друг к другу, толерантности и нормативности в их отношениях, проявление равнодушия, пренебрежения и агрессивности, национальной замкнутости и эгоизма; необходимость самоутверждения и саморазвития личности в процессе межнациональных контактов и взаимодействия с людьми другой национальности и отсутствие соответствующей положительной мотивации в силу того, что зачастую учащийся является не субъектом учебно-воспитательного процесса, а объектом педагогического воздействия. |