(утверждение общечеловеческих ценностей) и самореализации личности (как субъекта творческого расширения границ национальной среды). В заключение отметим, что проанализированные направления реализации процесса воспитания культуры межнационального общения студента на основе этнопедагогического подхода взаимосвязаны и их следует рассматривать в комплексе. Каждое из этих направлений имеет свои специфические особенности, но реализуемая цель, направляющая деятельность, одна формирование человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма и культурной интеграции. В результате реализации процесса в указанных направлениях у студента вырабатываются ценности и нормы социокультурной деятельности. Студент учится делать выбор, искать его критерии, становится субъектом воспитания культуры межнационального общения. Процесс воспитания культуры межнационального общения студента строится с учётом положительного опыта образования, межнационального общения и в направлении разрешения противоречий. При этом образовательное учреждение становится местом возможной культурной дискуссии, диалога культур, компромиссов и сотрудничества. Практическая реализация выделенных в результате теоретического анализа направлений ориентирует деятельность преподавателя: на знакомство студентов с сущностью феномена, с культурой своего народа и особенностями национальных культур, с системой ценностей социума, с общепризнанными нормами и правилами поведения при взаимодействии с людьми других национальностей; на воспитание культуры чувств и их выражения: доброжелательность, демонстрация эмоциональной готовности к диалогу, эмпатия; воспитание чувства уважения к совместно проживающим и 169 |
327 разоватёяъном пространстве формирование человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма к культурной интеграции, а также поиск условий гармоничного сосуществования разных этносов в регионе с учетом современных этногенетических процессов и тенденция культу рогенсза. Для достижения выдвинутой цели необходимо решать следующие задачи: культивирование бережного отношения к людям различных национальностей, проживающих в стране, к их языкам, социальным ценностям; воспитание глубокого уважения к народам, населяющим общую Родину; интернационального и гражданского сознания и чувств; формирование планетарного мировоззрения, глобализма, базовой культуры личности, ориентация иа национальные и общечеловеческие нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации, на осознание принадлежности к мировому сообществу; воспитание в духе-мира и уважения ко всем народам Земли, их этнонацяональным особенностям; обращение к национальному достоинству и чувствам людей, стимулирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма и расизма; воспитание веротерпимости, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов культур на стыке разных религии. Анализ социальных-, психологических и этнокультурных особенностей обучающихся позволил составить социально-педагогический портрет учащею ся в условиях поликультурного образовательного пространства. При этом применилась новая для педагогической науки структура поликультурное образование. Зарубежные исследователи проблем мулътикультурализма, глобализации считают целесообразным выделение следующих понятий в тезаурусе поликультурного образования: «фоновые знания», «культурный шок», «аккультурация», «адаптация», «шттеркультурная коммуникация», «личность |