ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТА 3.1.Сущность этнопедагогического подхода Подход мы рассматриваем как теоретико-методологическую стратегию исследования. В данном параграфе обосновывается необходимость и раскрывается сущность этнопедаг огического подхода как методологии воспитания культуры межнационального общения студента и выделяются ведущие идеи, составляющие смысловое ядро теории этнопедагогического подхода. Этнопедагогический подход представлен в параграфе в двух аспектах: как результат исследовательской (теоретической познавательной) деятельности (специально-научного знания) и как стратегия деятельности по воспитанию культуры межнационального общения студента. Деятельностная сущность методологии обосновывает ориентацию этнопедагогического подхода на преобразование практики воспитания культуры межнационального общения студента. В данном параграфе этнопедагогический подход характеризуется как сущностное ядро комплекса взаимодополняющих друг друга научных подходов (культурологического, систсмно-деятельностного, личностноориентированного). Также сформулированы и охарактеризованы принципы соответствия содержания образования, методов и форм организации образовательного процесса этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям. Актуализация эткопедагогической проблематики в научной литературе порождает необходимость поиска методологии, адекватной стратегическим целям и практическим задачам соответствующей области 178 |
идеалов, идея этнической обусловленности содержания образования, методов и приемов обучения (Г.В. Мухаметзянова); методологический тезис Б.М. Неменского: «От родного порога в мир общечеловеческой культуры» и т.д. Поликультурный, подход не рассматривает формирование абстрактного человека, а признает принадлежность человека к той или иной национальности. Каждая нация (этнос) имеет самобытную историю, собственную философию бытия (этнофилософию), национальное самосознание, характер психологию (этнопсихологию), национальную систему обучения и воспитания (этнопедагогику). Системный подход к анализу историко-философской, психологопедагогической литературы к изучению процесса становления и развития национального гимназического образования позволил нам обосновать и сформулировать ряд поликультурных принципов. В основе этих принципов лежит идея целостного отражения в содержании образования, в методах, приемах обучения и воспитания национальной и общечеловеческой культур Поликультурный подход к проектированию содержания поликультурного образования в интеграции с культурологическим и целостным подходами привел нас к формулировке принципов соответствия содержания образования, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям народа. Вышеназванные принципы соответствия также имеют двухстороннюю направленность теоретическую и практическую. Они направлены одновременно как на проектирование содержания образования, так и на организацию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Принцип соответствии содержания образования этнофнлософским взглядам и современному миропониманию. Историко-педагогические и философские исследования ряда ученых 226 |