Проверяемый текст
Даутова, Гузалия Жевдятовна; Развитие поликультурного образования в Поволжье (Диссертация 2004)
[стр. 189]

совершенно новыми свойствами, отражающими потребности как личности и этноса, так и интересы общества и государства.
Ни одна культура не имеет права считать себя единственным выразителем мировой культуры.
Общечеловеческая культура, состоящая из множества национальных культур, образует их широкий спектр.
Чем шире этот спектр, тем богаче мировая культура
[4041 .
Этнопедагогический подход направлен на проектирование содержания воспитания культуры межнационального общения и организацию образовательного процесса в высшем образовательном учреждении.
Философскую основу
этнопедагошческого подхода составляет диалектический закон о единстве категорий единичный, особенный, всеобщий, проявляющийся в понятиях: индивид, этнос, народ.
Общетеоретическую основу этнопедагогического подхода составляют: идея П.П.
Блонского [60] о формировании человека как члена племени, члена нации, человеческого рода; идея П.Ф.
Каптерева
[169] о единстве национального и общечеловеческого идеалов; идея этнической обусловленности содержания образования, методов и приемов обучения [267].
Этнопедагогический подход не рассматривает формирование абстрактного человека, а признает принадлежность человека к той или иной национальности.
Каждая нация (этнос) имеет самобытную историю, собственную философию бытия (этнофилософию), национальное самосознание, характер, психологию (этнопсихологию), национальную систему обучения и воспитания
(этнодидактику, этнопедагогику).
Этнопедагогический подход к проектированию содержания воспитания культуры межнационального общения, в интеграции с культурологическим и системно-дсятельностным подходами, позволяет 189
[стр. 224]

создают инновационное образование, обладающее совершептю новыми свойствами, отражающими потребности как личности и этноса, гак и интересы общества и государства.
Это есть одно из проявлений принципа синергии в образовании.
Использование культурологического подхода к моделированию поликультурного образования показало, что диалог культур всегда приводит к их взаимному обогащению.
Прогрессивное развитие человека обеспечивалось взаимодействием, взаимовлиянием культур этнических общностей [377].
Ни одна культура не имеет права считать себя единственным выразителем .мировой культуры.
Общечеловеческая культура, состоящая из множества национальных культур, образует их широкий спектр.
Чем шире этот спектр, тем богаче мировая культура
(М.Г.
Тайчинов).
Это есть проявление принципа синергии во взаимодействии культур.
Изучение гуманитаризации образования показало, что приоритетными в учебном плане образовательного учреждения являются языки.
Взаимодействие языков приводит к взаимообошщению их, а от широты языковой культуры зависит и уровень развития мышления, интеллекта человека.
Чувашскому педагогу-просветителто И.Я.
Яковлеву принадлежит афоризм: «Два языка два ума, три языка три ума».
Два языка, взаимодействуя между собой, обогащают друг друга.
У человека, владеющего двумя языками, появляются эмерджентные (системные) свойства, новые средства выражения, которыми не обладает человек, владеющий одним из языков.
Поэтому, два языка больше чем два ума, а три языка больше чем три ума.
В этом проявляется суть принципа синергии.
Принцип синергии проявляется не только во взаимодействии культур и языков, но в содержательном и процессуальном взаимодействии, в межличностном общении.
Общение определяется: «как взаимосвязь, взаимодействие общественных субъектов (классов, групп, личностей), в которых происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями, навыками, а также результатами деятельности, оно есть необ224

[стр.,225]

ходимое и всеобщее условие формирования и развития общества и личности» f250, с.
33].
Принцип синергии универсален, он действует там, где имеется взаимодействие, интеграция [376].
Поэтому кроме межкультурной, языковой, коммуникативной синергии, мы можем говорить и об интегративной синергии основной) и дополнительного, общего и профессионального образований, совместное действие которых не равно простой арифметической сумме, а весьма значительнее и весомее последнего, Поликультурный подход, как было отмечено выше, направлен на проектирование содержания поликультурного образования и организации учебновоспитательного процесса в образовательном учреждении.
Философскую основу
поликультурного подхода составляет диалек-.
тический закон о единстве категорий единичный, особенный, всеобщий, проявляющийся в понятиях: индивид,
иадия, народ.
Русский философ Н.А.
Бердяев диалектическое соотношение общечеловеческого и национального определил следующим образом.
1.
Наличие у каждого конкретного человека черт члена человеческою рода вообще и черт, присущих каждой индивидуальной национальности в частности.
2.
Единство судьбы отдельного человека с исторической судьбой народа и всего человечества.
3.
Зависимость реальности всего человечества от реальности национальностей.
4.
Взаимосвязь национальной и общечеловеческой культуры, которая является не отвлеченной, а конкретно-национальной и тем самым восходящей до общечеловечности [39].
Общетеоретическую основу поликультурного подхода составляют: идея П.П.
Блонского о формировании человека как члена племени, члена нации, человеческого рода; идея П.Ф.
Каптерева
о единстве национального и общечеловеческог о 225

[стр.,226]

идеалов, идея этнической обусловленности содержания образования, методов и приемов обучения (Г.В.
Мухаметзянова); методологический тезис Б.М.
Неменского: «От родного порога в мир общечеловеческой культуры» и т.д.
Поликультурный, подход не рассматривает формирование абстрактного человека, а признает принадлежность человека к той или иной национальности.
Каждая нация (этнос) имеет самобытную историю, собственную философию бытия (этнофилософию), национальное самосознание, характер психологию (этнопсихологию), национальную систему обучения и воспитания
(этнопедагогику).
Системный подход к анализу историко-философской, психологопедагогической литературы к изучению процесса становления и развития национального гимназического образования позволил нам обосновать и сформулировать ряд поликультурных принципов.
В основе этих принципов лежит идея целостного отражения в содержании образования, в методах, приемах обучения и воспитания национальной и общечеловеческой культур Поликультурный подход к проектированию содержания поликультурного образования в интеграции с культурологическим и целостным подходами привел нас к формулировке принципов соответствия содержания образования, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям народа.
Вышеназванные принципы соответствия также имеют двухстороннюю направленность теоретическую и практическую.
Они направлены одновременно как на проектирование содержания образования, так и на организацию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Принцип соответствии содержания образования этнофнлософским взглядам и современному миропониманию.
Историко-педагогические и философские исследования ряда ученых 226

[Back]