реализовать в рассматриваемом процессе принципы соответствия содержания образования, методов и форм организации образовательного процесса этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям народа [467, с.72-87]. Вышеназванные принципы соответствия также имеют двухстороннюю направленность теоретическую и практическую. Они направлены одновременно как на проектирование содержания образования, так и на организацию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Принцип соответствия содержания образования этнофилософским взглядам и современному миропониманию. Историко-педагогические и философские исследования ряда ученых (С.А. Арутюнов [26], К.III. Ахияров [29; 31], В.К. Бацын [38; 194], Л.А. Волович [8 8 ], Г.Н. Волков [8 6 ], Г.В. Мухаметзянова [267], З.Г. Нигматов [283], К. Сатыбалдинова [368], М.Г. Тайчинов [403], Я.И. Ханбиков [284], А.Н. Хузиахметов [444], Р.Х. Шаймарданов [444]) подтверждают обусловленность содержания образования, методов и приемов обучения философскими взглядами и особенностями миропонимания народа. Система образования, направленная на формирование достойного для своего общества человека, всегда опиралась на традиционную народную философию, которая тысячелетиями вырабатывала специфическую систему взглядов на окружающий материальный и социальный мир. Содержание образования одних народов формировалось под влиянием Западной рациональной философии, других народов Восточной иррациональной философии. Для человека Запада характерно активное, деятельностно-преобразующее отношение к миру, а для человека Востока целостное отношение, основанное на идее принятия мира таким, каков он есть. Человек Востока выступает в роли садовника, понимая и обживая природу, сосуществует и событийствует с ней [146]. 190 |
идеалов, идея этнической обусловленности содержания образования, методов и приемов обучения (Г.В. Мухаметзянова); методологический тезис Б.М. Неменского: «От родного порога в мир общечеловеческой культуры» и т.д. Поликультурный, подход не рассматривает формирование абстрактного человека, а признает принадлежность человека к той или иной национальности. Каждая нация (этнос) имеет самобытную историю, собственную философию бытия (этнофилософию), национальное самосознание, характер психологию (этнопсихологию), национальную систему обучения и воспитания (этнопедагогику). Системный подход к анализу историко-философской, психологопедагогической литературы к изучению процесса становления и развития национального гимназического образования позволил нам обосновать и сформулировать ряд поликультурных принципов. В основе этих принципов лежит идея целостного отражения в содержании образования, в методах, приемах обучения и воспитания национальной и общечеловеческой культур Поликультурный подход к проектированию содержания поликультурного образования в интеграции с культурологическим и целостным подходами привел нас к формулировке принципов соответствия содержания образования, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям народа. Вышеназванные принципы соответствия также имеют двухстороннюю направленность теоретическую и практическую. Они направлены одновременно как на проектирование содержания образования, так и на организацию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Принцип соответствии содержания образования этнофнлософским взглядам и современному миропониманию. Историко-педагогические и философские исследования ряда ученых 226 (С А . Артюнов, К.Ш. Ахияров, В.Ф. Афанасьев, В.К. Бацын, JI.A. Волович, Г.Н. Волков, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, К. Сатыбалдинова, М.Г. Тайчинов, Я.И. Ханбиков, А.Н. Хузиахметов и т.д.) подтверждают обусловленность содержания образования, методов и приемов обучения философскими взглядами и особенностями миропонимания народа. Система образования, направленная на формирование достойного для своего общества человека, всегда опиралась на традиционную народную философию, которая тысячелетиями вырабатывала специфическую систему взглядов на окружающий материальный и социальный мир. Содержание образования одних народов формировалось под влиянием Западной рациональной философии, других народов Восточной иррациональной философии. Для человека Запада характерно активное, деятельностно-прсобразующее отношение к миру, а для человека Востока целостное отношение, основанное на идее принятия мира таким, каков он есть. Человек Востока выступает в роли садовника, понимая и обживая природу, сосуществует и событийствует с ней [240]. На Востоке воспитание и образование неразделимы. Более того, образование подчинено воспитанию, оно включено в содержание воспитания в качестве существенного элемента. Человек Востока учится, чтобы быть; а человек Запада чтобы знать. Для народов, живущих и развивающихся на основе Восточной философии, одним из направлений обновления содержания может выступить образование, пронизанное воспитанием [240, с. 26]. Такое единство обучения и воспитания возможно лишь при непосредственном общении ученика с Учителем {гуру, мугаллим). Непривычный для Запада статус Гуру на Востоке или Ак-сакала мудрого старца, у народов Средней Азии, Казахстана и тюркоязычных народов России служат своего рода примером для усвоения и воспроизведения образа жизни своего народа. 11а Западе же воспитание и обучение обнаруживают тенденцию отрыва друг от друга. Хотя в народной педагогике Запада воспитание и обучение также находились в единстве. Современное же западное образование направлено па формирование человека, приспособленного к функционированию в 227 |