Проверяемый текст
Даутова, Гузалия Жевдятовна; Развитие поликультурного образования в Поволжье (Диссертация 2004)
[стр. 191]

На Востоке воспитание и образование неразделимы.
Более того, образование подчинено воспитанию, оно включено в содержание воспитания в качестве существенного элемента.
Человек Востока учится, чтобы быть; а человек Запада чтобы знать.
Для народов, живущих и развивающихся
ка основе Восточной философии, одним из направлений обновления содержания может выступить образование, пронизанное воспитанием [146].
На Западе же воспитание и обучение обнаруживают тенденцию отрыва друг от друга.
Хотя в народной педагогике Запада воспитание и обучение также находились в единстве.
Современное же западное образование направлено
на формирование человека, приспособленного к функционированию в системе определенного социума.
В постиндустриальном обществе содержание образования ориентировано на реализацию обозримой прагматичной
цели формированию конкурентоспособной личности, способной успешно функционировать в гражданском обществе в условиях демократии, рынка и информационного бума [146].
Содержание процесса воспитания культуры межнационального общения, с одной стороны, должно соответствовать этнофилософским взглядам народа, с другой отражать современный менталитет, выражающий глобальные процессы интеграции, взаимодействия, взаимообогащения различных культур и философских течений.
Принцип соответствия методов, приемов и форм обучения
этнопедагогическим традициям и современным технологиям.
Известно, что Я.А.
Коменский
[159; 17] при обосновании принципа природосообраэности использовал народный опыт обучения и воспитания детей.
Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляли основу дидактических принципов.
По глубокому убеждению К.Д.
Ушинского
[417] система обучения и воспитания, созданная самим народом и основанная на 191
[стр. 227]

(С А .
Артюнов, К.Ш.
Ахияров, В.Ф.
Афанасьев, В.К.
Бацын, JI.A.
Волович, Г.Н.
Волков, Г.В.
Мухаметзянова, З.Г.
Нигматов, К.
Сатыбалдинова, М.Г.
Тайчинов, Я.И.
Ханбиков, А.Н.
Хузиахметов и т.д.) подтверждают обусловленность содержания образования, методов и приемов обучения философскими взглядами и особенностями миропонимания народа.
Система образования, направленная на формирование достойного для своего общества человека, всегда опиралась на традиционную народную философию, которая тысячелетиями вырабатывала специфическую систему взглядов на окружающий материальный и социальный мир.
Содержание образования одних народов формировалось под влиянием Западной рациональной философии, других народов Восточной иррациональной философии.
Для человека Запада характерно активное, деятельностно-прсобразующее отношение к миру, а для человека Востока целостное отношение, основанное на идее принятия мира таким, каков он есть.
Человек Востока выступает в роли садовника, понимая и обживая природу, сосуществует и событийствует с ней [240].
На Востоке воспитание и образование неразделимы.
Более того, образование подчинено воспитанию, оно включено в содержание воспитания в качестве существенного элемента.
Человек Востока учится, чтобы быть; а человек Запада чтобы знать.
Для народов, живущих и развивающихся
на основе Восточной философии, одним из направлений обновления содержания может выступить образование, пронизанное воспитанием [240, с.
26].
Такое единство обучения и воспитания возможно лишь при непосредственном общении ученика с Учителем {гуру, мугаллим).
Непривычный для Запада статус Гуру на Востоке или Ак-сакала мудрого старца, у народов Средней Азии, Казахстана и тюркоязычных народов России служат своего рода примером для усвоения и воспроизведения образа жизни своего народа.
11а Западе же воспитание и обучение обнаруживают тенденцию отрыва друг от друга.
Хотя в народной педагогике Запада воспитание и обучение также находились в единстве.
Современное же западное образование направлено
па формирование человека, приспособленного к функционированию в 227

[стр.,228]

системе определенного социума.
В постиндустриальном обществе содержание образования ориентировано на реализацию обозримой прагматичной
пели формированию конкурентоспособной личности, способной успешно функционировать в фаждаяском обществе в условиях демократии, рынка и информационного бума (339].
Содержание национального образования, с одной стороны, должно соответствовать этнофилософским взглядам народа, с другой отражать современный менталитет, выражающий глобальные процессы иитефации, взаимодействия, взаимообогащения различных культур и философских течений Принцип соответствия методов, приемов и форм обучения этиопедагогическим традициям и современным технологиям.
Известно, что Я.А.
Коменский
при обосновании принципа лриродосообразности использовал народный опыт обучения и воспитания детей.
Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляли основу дидактических принципов.
По глубокому убеждению К.Д.
Ушинского
система обучения и воспитания созданная самим народом и основанная на народных началах, имеет iv воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
В современных методологических исследованиях Р.
А.
Низамова поднимается вопрос об этнической обусловленности способов и приемов обучения.
Формы и методы обучения должны исходить из признания того, что восприятие и мышление каждого народа своеобразны [196, с.
104).
Дидактические принципы получили отражение, хотя и в самой примитивной форме в произведениях устного народного творчества.
В памятниках народной педагогики, созданных тысячи лет назад, определены способы и приемы обучения, элементарные педагогические требования.
Известный исследователь в области этнопедагогики Г.Н, Волков утверждает, что дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок.
Отмечая их поучительный характер, их дидактизм, А.С.
Пушкин писал: «Сказка ложь.
228

[Back]