народных началах, имеет и воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. В современных методологических исследованиях Р.Л. Низамова [2671 поднимается вопрос об этнической обусловленности способов и приемов обучения. Формы и методы обучения должны исходить из признания того, что восприятие и мышление каждого народа своеобразны [243]. Дидактические принципы получили отражение, хотя и в самой примитивной форме в произведениях устного народного творчества. В памятниках народной педагогики, созданных тысячи лет назад, определены способы и приемы обучения, элементарные педагогические требования. Известный исследователь в области этнопедагогики Г.Н. Волков утверждает, что дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Отмечая их поучительный характер, их дидактизм, A.C. Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными примерами [87, с. 103]. В народной педагогике нередко встречаются случаи, когда люди приобретали умения и навыки, зминуя знания. Современная дидактика, работающая по схеме: «знания умения навыки», больше всего соответствует тем, у кого развито абстрактное, дедуктивное мышление, осуществляющее переход от общего к конкретному, хотя большинство учащихся начальной и средней ступени имеют конкретно-образное, эмпирическое мышление. Для таких детей обучение, построенное на индуктивной основе, осуществляющее восхождение от конкретного к абстрактному, то есть от умений к знаниям, является более оправданным, то есть природосообразным, способствующим формированию мыслящих практиков. 192 |
системе определенного социума. В постиндустриальном обществе содержание образования ориентировано на реализацию обозримой прагматичной пели формированию конкурентоспособной личности, способной успешно функционировать в фаждаяском обществе в условиях демократии, рынка и информационного бума (339]. Содержание национального образования, с одной стороны, должно соответствовать этнофилософским взглядам народа, с другой отражать современный менталитет, выражающий глобальные процессы иитефации, взаимодействия, взаимообогащения различных культур и философских течений Принцип соответствия методов, приемов и форм обучения этиопедагогическим традициям и современным технологиям. Известно, что Я.А. Коменский при обосновании принципа лриродосообразности использовал народный опыт обучения и воспитания детей. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляли основу дидактических принципов. По глубокому убеждению К.Д. Ушинского система обучения и воспитания созданная самим народом и основанная на народных началах, имеет iv воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. В современных методологических исследованиях Р. А. Низамова поднимается вопрос об этнической обусловленности способов и приемов обучения. Формы и методы обучения должны исходить из признания того, что восприятие и мышление каждого народа своеобразны [196, с. 104). Дидактические принципы получили отражение, хотя и в самой примитивной форме в произведениях устного народного творчества. В памятниках народной педагогики, созданных тысячи лет назад, определены способы и приемы обучения, элементарные педагогические требования. Известный исследователь в области этнопедагогики Г.Н, Волков утверждает, что дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Отмечая их поучительный характер, их дидактизм, А.С. Пушкин писал: «Сказка ложь. 228 да в ней намек! Добрым молодцам урок». Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными примерами [78, с. 115]. В народной педагогике нередко встречаются случаи, когда люди приобретали умения и навыки, минуя знания. Современная дидактика, работающая по схеме: «знания —> умения —> навыки», больше всего соответствует тем, у кого развито абстрактное, дедуктивное мышление, осуществляющее переход от общего к конкретному, хотя большинство учащихся начальной и средней ступени имеют конкретно-образное, эмпирическое мышление. Для таких детей обучение, построенное на индуктивной основе, осуществляющее восхождение от конкретного к абстрактному; т.е. от умений к знаниям, является более оправданным, т.е. природосообразным, способствующим формированию мыслящих практиков. Принцип соответствия содержания образования, методов, приемов и форм обучения этнопсихологическим особенностям людей. Этнопсихология междисциплинарная область знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования национального самосознания и этнических стереотипов. Создание особой дисциплины «психологии народов» было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталсм. Они трактовали «народный дух» как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, содержание его должпо быть раскрыто путем сравнительною изучения языка, мифологии, морали и культуры. В начале XX в. эти идеи получили развитие в 10-томной «Психологии народов» В. Вундта. В американской науке 1930-1950 гг. этнопсихология практически отождествляегся с неофрейдистской теорией, в которой делалась попытка вывести свойства национального характера из зак называемой базовой или модельной личности, которая, в свою очередь, ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. 229 |