Проверяемый текст
Даутова, Гузалия Жевдятовна; Развитие поликультурного образования в Поволжье (Диссертация 2004)
[стр. 193]

Принцип соответствия содержания образования, методов, приемов и форм обучения этнопсихологическим особенностям людей.
Этнопсихология междисциплинарная область знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования национального самосознания и этнических стереотипов.
Создание особой дисциплины «психологии народов» было провозглашено уже в 1860 г.
М.
Лацарусом и X,
Штейнталем [245].
Они трактовали «народный дух» как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, содержание его
должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.
В начале XX в.
эти идеи получили развитие в 10-томной «Психологии народов» В.
Вундта
[93].
В современной этнопсихологии выделяют (Л.Г.
Ионин) ряд самостоятельных направлений [156]: сравнительные, кросскультурные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи; культурологические исследования, направленные на раскрытие особенностей символичности мира и ценностных ориентаций народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания; исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии; исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии воспитания.
Более полное и глубокое понимание человека человеком зависит от ряда факторов, в том числе от знания национальной психологии,
193
[стр. 229]

да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными примерами [78, с.
115].
В народной педагогике нередко встречаются случаи, когда люди приобретали умения и навыки, минуя знания.
Современная дидактика, работающая по схеме: «знания —> умения —> навыки», больше всего соответствует тем, у кого развито абстрактное, дедуктивное мышление, осуществляющее переход от общего к конкретному, хотя большинство учащихся начальной и средней ступени имеют конкретно-образное, эмпирическое мышление.
Для таких детей обучение, построенное на индуктивной основе, осуществляющее восхождение от конкретного к абстрактному; т.е.
от умений к знаниям, является более оправданным, т.е.
природосообразным, способствующим формированию мыслящих практиков.
Принцип соответствия содержания образования, методов, приемов и форм обучения этнопсихологическим особенностям людей.
Этнопсихология междисциплинарная область знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования национального самосознания и этнических стереотипов.
Создание особой дисциплины «психологии народов» было провозглашено уже в 1860 г.
М.
Лацарусом и X.

Штейнталсм.
Они трактовали «народный дух» как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, содержание его
должпо быть раскрыто путем сравнительною изучения языка, мифологии, морали и культуры.
В начале XX в.
эти идеи получили развитие в 10-томной «Психологии народов» В.
Вундта.

В американской науке 1930-1950 гг.
этнопсихология практически отождествляегся с неофрейдистской теорией, в которой делалась попытка вывести свойства национального характера из зак называемой базовой или модельной личности, которая, в свою очередь, ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей.
229

[стр.,230]

В современной этнопсихологии можно выделить ряд самостоятельных направлений 1.
Сравнительные, кросскультурные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи
и т.д.
2.
Кулыурологические исследования, направленные на раскрытие особенностей символичности мира и ценностных ориентации народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т.п.
3.
Исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии.
4.
Исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии воспитания
(Л.Г.
Ионии) [286, с.
643].
Более полное и глубокое понимание человека человеком зависит от ряда факторов, в том числе от знания национальной психологии,
самобытности этноса, от знания системы эталонов и стереотипов, этикета поведения, межличностного восприятия, которое отражает ценности, установки той или иной этнической общности.
Эталоны и стереотипы, составляя наряду с другими компонентами, содержание обыденного сознания представителей определенной этнической общности, возникают на базе традиционных представлений этноса.
Такие выработанные эталоны и стереотипы есть продукты социально-культурной среды и усваиваются, формируются у человека в процессе его социализации [262, с.
44].
Исследование индивидуального сознания подразумевает необходимость реконструкции различных содержательных сфер обыденного, житейского сознания.
Стереотипы обыденного сознания это прочная установка, под углом зрения которой принимается или отвергается фиксируемая человеком информация.
По мнению И.И.
Дубинина, обыденное сознание выступает как 230

[Back]