рассматривается учёными как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство). Этнопедагогизация обеспечивает учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. Особенности этнопедагогизации заключаются в ее поэтапном введении в образовательный процесс через выявление необходимых и достаточных знаний, позитивных тенденций в духовной народной культуре, этнических ценностей, в освоении их, приобщении к ним, осознании и умении их использовать. Только в таком поэтапном использовании этнопедагогизация становится фундаментом образовательного процесса, его воспитательным потенциалом. Разрабатывая этнопедагогическую концепцию образования, Г.Н. Волков [86] отмечает, что в образовательной стратегии следует предусмотреть последовательную этнопедагогизацию всей системы образовательной работы дошкольных, школьных и высших педагогических учебных заведений. В механизм этнопедагогизации образования должны входить актуализация всех воспитательных возможностей этнопедагогической среды и нейтрализация ее негативных элементов. Концептуальным положением для нашего исследования является четырёхуровневая этнопедагогизация образования, предложенная Ф.Г. Ялаловым [467]: уровень государства, уровень общества, уровень этносов, уровень индивида. Этнопедагогизация образования обеспечивает восстановление связи времён, возрождение и творческое использование историкопедагогического опыта народов. При этом этнопедагогизация понимается как процесс обновления содержания образования путём разработки и 228 |
ской, общенациональной и общечеловеческой самоидентификации; создание условий для равноправного диалог с ииокультурным окружением; вовлечение в цивилизованные процессы, основывающиеся на национальной, интернациональной и мировой культурах. Этнопедагогизация поликультурпого образования Этнопедагогика это направление в педагогической науке, исследующее взаимосвязь, взаимовлияние этнографии, фольклористики и педагогики разных народов, сформировалось во 2-ой половине XX века на стыке этнологических и психолого-педагогических наук. В зтнопедагогике этническая традиционная кулыура, быт, семейно-родственные отношения рассматриваются 8 их значении для становления личности и интерпретируются в категориях педагогики [285, с. 644]. Этнопедагогические проблемы фактически встали перед российской массовой школой в самом начале ее становления (60-70-е гг. 19 в.). Официальная политика властей была направлена на достижение внутриполитической стабилизации через вовлечение нерусских учащихся в русские школы, распространение православия, изучение русского языка и русской культуры. Эта политика проводилась и среди народов, имевших свои традиционные конфессиональные образовательные системы, как было показано в первой главе, и не всегда отвечала интересам этносов. Основной целью этнопедагогики в настоящее время является учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. В оценке этнопедагогики, ее места в системе педагогическою знания существуют различные позиции. Некоторые исследователи считают задачей этнопедагогики изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрений на ценности семьи, рода, племени, 213 ский анализ этнопедагогических явлений осуществляется как в синхронном (одновременном), так и в диахронном (историко-эпохальном) планах. Истерическая этнопедагогика позволяет осмыслить прошлое, настоящее и буду■t щее народа в судьбах локальных и мировых цивилизаций. Она включает и безнациональный фонд, древнейший пласт, относящийся к общечеловеческим ценностям, которые у разных народов во многом совпадают («Педагогический кодекс» пословиц, модель воспитания, идеал современного человека и т.д.) [287, с. 18-20]. Историческая этнопедагогика расширила и уточнила источниковедение своих исследований, куда ныне включаются не только фольклор, этнология, этнография, этнопсихология, фиксация этнопедагогических ситуаций, но и груды по истории, лингвистике, истории религии, работы просветителей, писателей, деятелей культуры, религии и т.д., подвергаемые историкопедагогическому анализу и систематизации. Разрабатывая этнопедагогивескую концепцию образования, Г.Н.Волков отмечает, что в стратегии деятельности современной национальной школы следует предусмотреть последовательную этнопедагогизацию всей системы учебно-воспитательной работы дошкольных, школьных и высших педагогических учебных заведений. В механизм этнопедагогизации образования должны входить актуализация всех воспитательных возможностей этнопедагогической среды и нейтрализация ее негативных элементов. Эпюпедагогизация поликультурного образования предусматривает соблюдение следующих основных принципов воспитания: личностной ориентации и культуросообразяости (Г.В. Палаткина). Личность это субъект нации. Этносоциальное формирование человека как личности представляет особый интерес, так как формирование личности связано с усвоением ею этнических ценностей, духовного облика. Причастность отдельного человека к национальным ценностям истории, исторической памяти измеряется не биологической наследственностью, а степенью сознательного приобщения к тем культурным ценностям и святыням, кото |