В России каждая республика, каждый регион отличаются неповторимыми особенностями системы воспитания, быта, культуры, языка, истории, что оказывает влияние на направленность образования. Но в педагогике, несмотря на эго, а также на то, что к идее народности воспитания, осознанию этнического своеобразия в структуре образования педагоги обращаются постоянно, феномен этнокультурных запросов в образовании один из наименее разработанных. Одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в социальной жизни, формирования культуры межнациональных отношений в обществе выступает национальная система образования. Внимание к формированию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений вызвано и геополитическим положением России как евроазиатского и многонационального государства. Системообразующим принципом реконструирования системы образования в соответствии с современными потребностями общества, государства и личности является принцип этнокультурной коннотации. Коннотация означает, что к основному семантическому значению понятий и суждений добавляются дополнительное смысловое значение и дополнительные оттенки, служащие для выражения эмоционального и/или оценочного отношения к предмету изучения (суждения и оценки). Этнокультурная коннотация в нашем случае подчёркивает соотнесённость воспитания культуры межнационального общения студента с культурой этносов, с общечеловеческим уровнем культуры межнационального общения. При этом овладение культурой межнационального общения предполагает освоение умений и знаний для труда, познания и общения в полиэтнической среде. Принятие этнокультурной коннотации в качестве системообразующего принципа воспитания культуры межнационального общения студента позволяет рассматривать социальный аспект изучаемого явления как специфический способ организации воспитания студента. Эта специфичность представлена традициями, нравственно-этическими |
нальной самосознания этносов. Появилась определенная тенденция межэтническою расслоения. В связи с этим особую ценность для Российскою государства приобретают политическая и социальная стабильность, мир и согласие между народами. Одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в социальной жизни, формирования культуры межнациональных отношении в обществе выступает национальная система образования. Внимание к формированию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений вызвано и геополитическим положением России как евроазиатского и многонационального государства . Следовательно, важнейшим условием прочности государства является формирование нравственной культуры межнациональных отношений и гуманистических пршщипов межличностного общения. В связи с этим вопрос о национальном самосознании требует обдуманного и взвешенного решения на основе гибкой национальной политики и, прежде всего, в области образования. Именно в период школьного обучения осуществляется проектирование личности с новым мировоззрением и миропониманием. При усиленном возрождении культуры этносов развиваются национальное самосознание и взаимопонимание между народами. Только взаимное согласие, сотрудничество людей разных национальностей, культуры, вероисповедания может выступить залогом содружества и мира на всей земле. Особенно остро стоит эта проблема н школах с полиэтническим составом учащихся. Такое положение характерно для большинства регионов России, особенно для национальных регионов Среднего Поволжья и Урала, где наряду с русскими живут татары, башкиры, чуваши, мордва, удмурты, марийцы и др. Такое переплетение народов ставит перед государством сложные задачи формирования гуманистических отношений. Мы исходим из тою, что целью формирования личности является не только воспитание универсального человека, а подготовка всесторонне развитого гражданина, с высоким нравственно-интеллектуальным потенциалом, принадлежащего определенному эт165 322 вания в России и странах СНГ. Кроме того, стал расширяться масштаб общего видения проблемы, начал расти интерес к зарубежному опыту ее решения в условиях гражданского общества (концепции «диалога культур», «мультикулыурного образования», «глобального образования» и т. п.). В контексте данной парадигмы начались переосмысление и переоценка истории развития национальной школы в дореволюционной России и СССР. Внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений вызвано и геополитическим положением России как евроазиатского многонационального государства, в котором живут более 130 этносов, в том числе 89 коренных народов. Большинство государств планеты по данным ЮНЕСКО многонациональны и, следовательно, важнейшим условием их прочности становится формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, прежде всего в области образования. Одним из приоритетных направлений нашей работы мы считаем критическую переработку опыта, накопленного в области гражданского интернационального воспитания, выявление исходных условий и взаимосвязи развивающихся сегодня межэтнических отношений в российском образовательном пространстве. В этом контексте наши исследования направлены на разработку теории и практики поликультурного образования в ракурсе национальных и общечеловеческих ценностей, реализации межкультурного взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве региона. В этой связи необходимость исследования проблемы культуры межнационального общения связана с рядом обстоятельств: изменением социально-политической структуры общества, обострением межнациональных отношений, миграцией населения, переходом экономики на рыночные механизмы и, соответственно, новыми социальными требованиями к воспитательным структурам. Эти требования четко выражены в законе об образовании, в концепции общего среднего образования, являющихся вехами госу |