Проверяемый текст
Даутова, Гузалия Жевдятовна; Развитие поликультурного образования в Поволжье (Диссертация 2004)
[стр. 236]

психологическим укладом жизни.
Следовательно, образование должно быть направлено на раскрытие и проявление лучших человеческих качеств, национального самосознания и этнической толерантности с целью сближения народов и их культур.
Реализация этнокультурной коннотации как системообразующего принципа потребовала от нас обращения к теории национального самосознания.
Как показывают работы исследователей-специалистов по проблеме, и в том числе наш анализ научной литературы, изучение основных теоретических и эмпирических проблем национального самосознания наиболее интенсифицировалось в отечественной науке начиная с конца 80-х годов прошедшего века.
Видимо, это было обусловлено тем, что под влиянием разворачивающихся в стране демократических процессов, с одной стороны, снималось своего рода табу (запрет) на исследование этих проблем (долгие годы эта область являлась закрытой для изучения, так как ассоциировалась чаще с национализмом, окрашенным почти всегда в негативные цвета), с другой стороны сама практика бурного возрождения в нашей стране
этнонациональных явлений и многочисленные межнациональные проблемы, возникшие в последние годы, потребовали пристального внимания к теоретическому осмыслению исследуемых нами проблем.
В
педагогических работах, посвященных воспитанию национального самосознания, встречаются различные классификации основных типов его изучения.
Так, Л.А.
Альшевская в основу группировки определения
национального самосознания выбирает не принцип предметно-отраслевой специализации, а способы подхода к структуре самого исследуемого феномена.
Например, она пишет: «В определении понятия в современной научной литературе можно выделить две тенденции.
Согласно одной из них, национальное самосознание это представление людей об общности происхождения, принадлежности к родной земле, языку, культуре»
[12, с.
49].
К этой группе она относит определения А.Г.
Агаева, Ю.В.
Бромлея,
[стр. 166]

носоциуму, культуре, исторической эпохе, природно-географическому региону.
Такое воспитание не может быть единообразным, оно зависит от многих объективных и субъективных факторов.
Мораль и социально-этические нормы поведения складываются, прежде всего, семейными и национальными традициями, национально-психологическим укладом жизни.
Следовательно, поликультурное образование должно быть направлено на раскрытие и проявление лучших человеческих качеств, национального самосознании и межнациональной толерантности с целью сближения народов и их культур.
Наиболее разработана, особенно за последнее десятилетие в отечественной науке проблема национального самосознания.
Несмотря на то, что, по признанию ведущих специалистов в этой области, феномен национального самосознания начал изучаться в нашей стране более или менее систематизированно и интенсивно только с конца 60-х годов, в различных отраслях отечественной науки сформировались целые направления, специализирующиеся на анализе сущности, факторов и форм проявления национального самосознания в обществе.
Появилось даже несколько фундаментальных докторских работ, исследующих данную проблему в историохрафическом, историконаучном смысле.
Однако, как показывают работы некоторых специалистов, и в том числе —наш анализ, изучение основных теоретических и эмпирических проблем национального самосознания наиболее интенсифицировалось в отечественной науке, начиная с конца 80-х годов.
Видимо это было обусловлено тем, что под влиянием разворачивающихся в стране демократических процессов, с одной стороны, снималось своего рода табу(запрет) на исследование этих проблем(долгие годы эта область являлась закрытой для изучения, так как ассоциировалась чаще с национализмом, окрашенным почти всегда в негативные цвета); с другой стороны сама практика бурного возрождения в нашей стране
инонациональных явлений и многочисленные межнациональные проблемы, возникшие в последние годы, потребовали пристального внима166

[стр.,167]

ния к теоретическому осмыслению исследуемых нами проблем.
В
количественном значении наибольший всплеск интереса к изучению проблемы национального самосознания наблюдается с начала 1990-х годов.
Достаточно сказать, что только за последние десять лет по нашим, видимо далеко не полным расчетам, было написано и защищено более двадцати докторских и кандидатских диссертаций, посвященных непосредственно проблеме национального самосознания и озаглавленных соответствующим образом.
Поэтому существует’ даже несколько методик классификации основных определений национального самосознания в отечественной науке.
Например, социолог Р.Р.Галлямов, проанализировав свыше двадцати подходов к дефиниции нациопальпого самосознания пишет, что «...
в рамках современного изучения проблем этнического (национального) самосозпания наиболее четко детерминируется, социально-философский, этнологический, этносоциологический, этнопсихологический подходы»[90, с.
144].
Характеризуя специфические особенности определения национального самосознания в каждом из выделенных подходов, данный автор все же считает структурализацию главных направлений изучения в значительной степени условной, так как исследование интенсивно осуществляется не только в отраслях науки, но и на стыках между ними.
В собственно педагогических работах, посвященных воспитанию национального самосознания, также встречаются различные классификации основных типов его изучения.
Так, Л.А.Альшевская в основу группировки определения
Етационального самосознания выбирает не принцип предметноотраслевой специализации, а способы подхода к структуре самого исследуемого феномена.
Например, она пишет: «В определении понятия в современной научной литературе можно выделить две тенденции.
Согласно одной из них, национальное самосознание это представление людей об общности происхождения, принадлежности к родной земле, языку, культуре»[9,
34].
К этой группе она относит определения А.Г.Агаева, Ю.В.Бромлея,
М.С.Джунусова, В.И.Козлова, Б.Х.Юлдашбаева и др.
Вторая группа опреде167

[Back]