Проверяемый текст
Даутова, Гузалия Жевдятовна; Развитие поликультурного образования в Поволжье (Диссертация 2004)
[стр. 238]

Мы полагаем, что национальное самосознание как сложный, противоречивый и многоуровневый феномен в гносеологическом смысле представляет собой триединую систему, которая включает в себя совокупность: во-первых, чувственно-психических представлений; вовторых, информационно-теоретических знаний; и, в-третьих, мировоззренческо-поведенческих установок и навыков в неразрывном, диалектически взаимосвязанном единстве.
Наш подход согласуется и исходит из разрабатываемой видным отечественным социологом В.А.
Ядовым
[465] диспозиционной теорией личности, где рассматривается социальная установка, выделяется система, которая обладает тремя взаимосвязанными компонентами: когнитивным (познавательным определенные представления и мнения об объекте); аффективным (эмоциональным положительные или отрицательные чувства к объекту) поведенческим готовность к определенному образу действий в отношении объекта.
Любой человек является культурным лишь в
том случае, если он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только своей независимости, по и чужой.
В то же время существует немало примеров, когда представитель какого-либо народа обладает поистине энциклопедическими знаниями о своих национальных корнях, но совершенно нетерпимо относится к чужим национальностям.
У такого человека
культура межнационального общения практически отсутствует.
То есть, чем больше взаимопроникновение национального патриотизма и межнациональной терпимости, тем выше уровень культуры межнационального общения.

На высшей стадии своего развития культура межнационального общения предполагает ощущение и осознание общности и единства всех народов Земли, формирование широко цивилизационного мышления.
Если
проблеме воспитания национального самосознания и культуры межнационального общения, несмотря на сравнительно недавнее начало 238
[стр. 169]

Мы полагаем, что национальное самосознание как сложный, противоречивый и многоуровневый феномен в гносеологическом смысле представляет собой фиединую систему, которая включает в себя совокупность: вопервых, чувственно-психических представлений; во-вторых, информационно-теоретических знаний; и, в-третьих, мировоззретгческо-поведевческих установок и навыков в неразрывном, диалектически взаимосвязанном единстве.
Наш подход согласуется и исходит из разрабатываемой видным отечественным социологом В.А.Ядовым
диспозиционной теорией личности, где рассматривается социальная установка, выделяется система, которая обладает тремя взаимосвязанными компонентами: когнитивным(познавательным определенные представления и мнения об объекте); аффективпым(эмоциональным положительные или отрицательные чувства к объекту) поведенческим готовность к определенному образу действии в отношении объекта.
Любой человек является культурным лишь в
гом случае, если он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только своей независимости, но и чужой.
В то же время существует немало примеров, когда представитель какоголибо народа обладает поистине энциклопедическими знаниями о своих национальных корнях, но совершенно нетерпимо относится к чужим национальностям.
У такого человека
кулыура межнационального общения практически отсутствует.
То есть, чем больше взаимопроникновение национального патриотизма и межнациональной терпимости, тем выше уровень культуры межнационального общения.

Таким образом, культуру межнационального общения мы определяем как органическую часть духовной культуры, совокупность мировоззренческих ценностей, включающую в себя, с одной стороны, знание и уважение истории, культуры, языка и особенностей своего народа в совокупности, с другой стороны с терпимым и позитивным отношением к национально-культурным ценностям других народов, проявляющихся в знаниях, психологической предрасположенности и положитель169

[стр.,170]

ных поведенческих установках.
На высшей стадии своего развития культура межнационального общения предполагает ощущение и осознание общности и единства всех народов Земли, формирование широко цивилизационного мышления.
Если
проблема воспитания национального самосознания и культуры межнационального общения, несмотря на сравнительно недавнее начало разработки, посвящено уже определенное количество работ, в том числе диссертационных!^ 160], то аспект межэтнической толерантности в отечественной педагогике не получил пока никакого систематизированного и предметного изложения.
Нельзя, конечно, сказать, что этой проблемой не занимались вообще.
Однако, большинство предыдущих работ, так или иначе касающихся этой проблемы, рассматривали отношение терпимости так сказать априорно, в рамках сложившихся уже концепций интернационалистического воспитания, а в самое последнее время воспитания культуры межнационального общения.
Сам термин «межнациональная (межэтническая) толерантность», который пока является неразработанным в отечественной науке, применительно к обществоведческим исследованиям в целом впервые был введен в широкий научный оборот в 1995 году известным отечественным этнологом, директором института этнологии и антропологии РАН В.А.Тишковым.
В своей программном выступлении на международной конференции «Толерантность во имя взаимопонимания и согрудничества»( 1995г.), опубликованном затем в нескольких академических журналах и в виде отдельной главы монографии.
В.А.Тишков сформулировал смысл толерантности как особого социальнодуховного феномена и определил задачи и стратегию культивирования этого явления в обществе.
Как пишет автор в одной из своих последних работ: «Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне как внугренняя установка и отношение личности и коллектива и на политическом уровне как действие или осуществляемая норма.
Как установка, толерантность должна носить характер добровольного 170

[Back]