Мы полагаем, что национальное самосознание как сложный, противоречивый и многоуровневый феномен в гносеологическом смысле представляет собой триединую систему, которая включает в себя совокупность: во-первых, чувственно-психических представлений; вовторых, информационно-теоретических знаний; и, в-третьих, мировоззренческо-поведенческих установок и навыков в неразрывном, диалектически взаимосвязанном единстве. Наш подход согласуется и исходит из разрабатываемой видным отечественным социологом В.А. Ядовым [465] диспозиционной теорией личности, где рассматривается социальная установка, выделяется система, которая обладает тремя взаимосвязанными компонентами: когнитивным (познавательным определенные представления и мнения об объекте); аффективным (эмоциональным положительные или отрицательные чувства к объекту) поведенческим готовность к определенному образу действий в отношении объекта. Любой человек является культурным лишь в том случае, если он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только своей независимости, по и чужой. В то же время существует немало примеров, когда представитель какого-либо народа обладает поистине энциклопедическими знаниями о своих национальных корнях, но совершенно нетерпимо относится к чужим национальностям. У такого человека культура межнационального общения практически отсутствует. То есть, чем больше взаимопроникновение национального патриотизма и межнациональной терпимости, тем выше уровень культуры межнационального общения. На высшей стадии своего развития культура межнационального общения предполагает ощущение и осознание общности и единства всех народов Земли, формирование широко цивилизационного мышления. Если проблеме воспитания национального самосознания и культуры межнационального общения, несмотря на сравнительно недавнее начало 238 |
Мы полагаем, что национальное самосознание как сложный, противоречивый и многоуровневый феномен в гносеологическом смысле представляет собой фиединую систему, которая включает в себя совокупность: вопервых, чувственно-психических представлений; во-вторых, информационно-теоретических знаний; и, в-третьих, мировоззретгческо-поведевческих установок и навыков в неразрывном, диалектически взаимосвязанном единстве. Наш подход согласуется и исходит из разрабатываемой видным отечественным социологом В.А.Ядовым диспозиционной теорией личности, где рассматривается социальная установка, выделяется система, которая обладает тремя взаимосвязанными компонентами: когнитивным(познавательным определенные представления и мнения об объекте); аффективпым(эмоциональным положительные или отрицательные чувства к объекту) поведенческим готовность к определенному образу действии в отношении объекта. Любой человек является культурным лишь в гом случае, если он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только своей независимости, но и чужой. В то же время существует немало примеров, когда представитель какоголибо народа обладает поистине энциклопедическими знаниями о своих национальных корнях, но совершенно нетерпимо относится к чужим национальностям. У такого человека кулыура межнационального общения практически отсутствует. То есть, чем больше взаимопроникновение национального патриотизма и межнациональной терпимости, тем выше уровень культуры межнационального общения. Таким образом, культуру межнационального общения мы определяем как органическую часть духовной культуры, совокупность мировоззренческих ценностей, включающую в себя, с одной стороны, знание и уважение истории, культуры, языка и особенностей своего народа в совокупности, с другой стороны с терпимым и позитивным отношением к национально-культурным ценностям других народов, проявляющихся в знаниях, психологической предрасположенности и положитель169 ных поведенческих установках. На высшей стадии своего развития культура межнационального общения предполагает ощущение и осознание общности и единства всех народов Земли, формирование широко цивилизационного мышления. Если проблема воспитания национального самосознания и культуры межнационального общения, несмотря на сравнительно недавнее начало разработки, посвящено уже определенное количество работ, в том числе диссертационных!^ 160], то аспект межэтнической толерантности в отечественной педагогике не получил пока никакого систематизированного и предметного изложения. Нельзя, конечно, сказать, что этой проблемой не занимались вообще. Однако, большинство предыдущих работ, так или иначе касающихся этой проблемы, рассматривали отношение терпимости так сказать априорно, в рамках сложившихся уже концепций интернационалистического воспитания, а в самое последнее время воспитания культуры межнационального общения. Сам термин «межнациональная (межэтническая) толерантность», который пока является неразработанным в отечественной науке, применительно к обществоведческим исследованиям в целом впервые был введен в широкий научный оборот в 1995 году известным отечественным этнологом, директором института этнологии и антропологии РАН В.А.Тишковым. В своей программном выступлении на международной конференции «Толерантность во имя взаимопонимания и согрудничества»( 1995г.), опубликованном затем в нескольких академических журналах и в виде отдельной главы монографии. В.А.Тишков сформулировал смысл толерантности как особого социальнодуховного феномена и определил задачи и стратегию культивирования этого явления в обществе. Как пишет автор в одной из своих последних работ: «Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне как внугренняя установка и отношение личности и коллектива и на политическом уровне как действие или осуществляемая норма. Как установка, толерантность должна носить характер добровольного 170 |