Проверяемый текст
Даутова, Гузалия Жевдятовна; Развитие поликультурного образования в Поволжье (Диссертация 2004)
[стр. 239]

разработки, посвящено уже определенное количество работ, в том числе диссертационных, то аспект этнической толерантности в отечественной педагогике не получил пока какого-либо систематизированного и предметного изложения.
Нельзя, конечно, сказать, что этой проблемой не занимались вообще.
Однако большинство предыдущих работ, так или иначе касающихся этой проблемы, рассматривали отношение терпимости так сказать априорно, в рамках сложившихся уже концепций интернационалистического воспитания, а в самое последнее время воспитания культуры межнационального общения.
Сам термин «межнациональная (межэтническая) толерантность», который пока является неразработанным в отечественной науке применительно к обществоведческим исследованиям в целом, впервые был введен в широкий научный оборот в 1995 году известным отечественным этнологом, директором института этнологии и антропологии РАН
В.Л.
Тишковым.
В своём программном выступлении на международной конференции «Толерантность во имя взаимопонимания и сотрудничества» (1995г.), опубликованном затем в нескольких академических журналах и в виде отдельной главы монографии, В.А.
Тишков сформулировал смысл толерантности как особого социально-духовного феномена и определил задачи и стратегию культивирования этого явления в обществе.
Как пишет автор в одной из своих последних работ: «Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне как
внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на политическом уровне как действие или осуществляемая норма.
Как установка, толерантность должна носить характер добровольного
индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.
Как действие, толерантность это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов.
...

Толерантная 239
[стр. 170]

ных поведенческих установках.
На высшей стадии своего развития культура межнационального общения предполагает ощущение и осознание общности и единства всех народов Земли, формирование широко цивилизационного мышления.
Если проблема воспитания национального самосознания и культуры межнационального общения, несмотря на сравнительно недавнее начало разработки, посвящено уже определенное количество работ, в том числе диссертационных!^ 160], то аспект межэтнической толерантности в отечественной педагогике не получил пока никакого систематизированного и предметного изложения.
Нельзя, конечно, сказать, что этой проблемой не занимались вообще.
Однако, большинство предыдущих работ, так или иначе касающихся этой проблемы, рассматривали отношение терпимости так сказать априорно, в рамках сложившихся уже концепций интернационалистического воспитания, а в самое последнее время воспитания культуры межнационального общения.
Сам термин «межнациональная (межэтническая) толерантность», который пока является неразработанным в отечественной науке, применительно к обществоведческим исследованиям в целом впервые был введен в широкий научный оборот в 1995 году известным отечественным этнологом, директором института этнологии и антропологии РАН
В.А.Тишковым.
В своей программном выступлении на международной конференции «Толерантность во имя взаимопонимания и согрудничества»( 1995г.), опубликованном затем в нескольких академических журналах и в виде отдельной главы монографии.
В.А.Тишков сформулировал смысл толерантности как особого социальнодуховного феномена и определил задачи и стратегию культивирования этого явления в обществе.
Как пишет автор в одной из своих последних работ: «Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне как
внугренняя установка и отношение личности и коллектива и на политическом уровне как действие или осуществляемая норма.
Как установка, толерантность должна носить характер добровольного
170

[стр.,171]

индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.
Как действие, толерантность это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов.

Толерантность в политическом действии предполагает или игнорирование, или утверждение превосходства одной из сторон путем убеждения, дискуссии и завоевания на свою сторону через аргументацию и демократическую процедуру большого числа сторонников.
Толерантная установка и действие могут совпадать в своих проявлениях на уровне личности и общества, и даже на уровне отдельной личности»[266, с.
259].
Вместе с тем, подробно описав структурные элементы явления толерантности в целом и обозначив функциональные задачи по ее исследованию, В.А.Тишков не привел емкого и концентрированного определения толерантности, в том числе национальной.
Это обстоятельство вынуждает нас обратиться, прежде нем приступить к определению дефиниция «межнациональная толерантность», к анализу прежде всего этимологического значения этого слова в ведущих научных словарях.
В совремсшюм словаре иностранных слов толерантность, производное от латинского tolerantia терпение определяется как понятие, во-первых, способности организма переносить неблагоприятные воздействия какого-либо вещества или яда, во-вторых, как терпимости, снисходительности к комулибо, чему-либо [252, с.
610].
Не отличаются большим разнообразием переводы значения толерантности, сформулированные в ведущих отечественных иностранно-язычных словарях.
Например, в новом англо-русском словаре новейшего издания tolerant определяется как терпимый, терпимость, а глагол tolerate —как терпеть, выносить, допускать, дозволять.
Б большом двухтомном немецко-русском словаре tolerant лаконично означено как терпимый (к чужому мнению и т.п.).
Более распространенную характеристику толерантности мы находим во франко-русском словаре, где это понятие переводится 171

[Back]